Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Интуитивно-логический интроверт (критик) Оноре де Бальзак

Интуитивно-логический интроверт (ИЛИ) – это один из соционических типов, также известный как «критик». Типичным представителем такого типа является Оноре де Бальзак. Его дуал – сенсорно-этический экстраверт (политик) Наполеон Бонапарт.

Описание психотипа по Вайсбанду

«Воображение управляет мной». Обладает сильным, интеллектуальным воображением. Оноре де Бальзак создал портреты 2 000 человек, представляющихся более живыми, чем настоящие. «Его можно сравнить разве что с городской управой», – писа́л о нём А. Моруа. Поражает точностью деталей и фантасмагорический мир Габриэля Г. Маркеса. Благодаря этому качеству хорошо видит будущее. Из отдельных поступков человека составляет как будто бы действующую модель. Вообще всё знает заранее. Если бы от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы заранее, по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.

«Пасторское бесстрастие». Почти никогда не проявляет эмоций, оберегает от них своих близких. Искренне убеждён, что слишком сильные страсти несут человеку гибель. Бальзак неизменно показывает, как чувство разрастается, подобно чудовищному раку, разъедающему души и, в конце концов, подавляет всё. Что касается его дополняющего – личности сверхактивной и увлекающейся – это совершенная правда.

Глубокий аналитик. Уверен, что если не отдавать себе отчёта в порядках, царящих в мире, то невозможно жить. Тот, кто не считается с действительным положением вещей, идёт к катастрофе. Предпочитает цинизм лицемерию. В любой ситуации, о которой ему рассказывают, разбирается досконально и очень скоро начинает рассказывать изумлённому собеседнику те детали, корни и аспекты, которые тот упустил. Его анализ лишён всякого самообольщения. «Всё это не лучше кухни – вони столько же, а если хочешь что-нибудь состряпать – пачкай руки, только потом умей хорошо смыть грязь; вот вся мораль нашей эпохи», – говорит Вотрен о жизни. Эта мизантропия может обескуражить почти кого угодно.

«Он, прежде всего, добр». При всём его негативизме он по натуре своей человек очень мягкий. Приведённые слова о Бальзаке принадлежат Жорж Санд, которая знала толк в доброте. Он любит людей сильных, хорошо знающих свою дорогу, требующих уступок, людей, которые освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуются им придуманными способами действия, на которые он большой мастер. Умеет «вылить ушат воды» на энтузиаста, но умеет и гасить отчаяние, когда другим не везёт, когда всё падает из рук, когда судьба кажется враждебной.

Вот как описывает рыцаря своих мечтаний студентка Лайма: «Он должен быть красивый и умный. Глаза большие и печальные. Неразговорчив, не произносит комплиментов. И поэтому создаёт впечатление недосягаемости. Его мучают десятки проблем, на которые, по-моему, не сто́ит обращать внимания. Меня притягивает его печаль, серьёзность, стараюсь развеселить, поднять настроение, обрадовать. Если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю». Это образное описание человека, который в своих чувствах очень постоянен, не склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательного любимого.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Сильная функция – интровертированная интуиция – позволяет ему хорошо предвидеть грядущие катастрофы и неприятности. Склонен к пессимистическим философствованиям.

Экстратимная логика делает этот тип творцом логико-аналитических теорий и позволяет логически просчитать возможные варианты неприятностей. Удерживает на земле.

Ролевая функция – интратимная сенсорика – побуждает гипертрофированно заботиться о своём здоровье и комфорте.

Болевая функция – экстратимная этика – делает этот тип очень ранимым ко всякого рода критике, нетерпимым к бурному проявлению положительных эмоций.

Внушаем по экстратимной сенсорике, то есть любит людей сильных, волевых, целеустремлённых. Сам является достаточно уступчивым типом, не любящим противостоять волевому напору.

Нуждается в обеспечении ему интратимной этики – создании комфортных, благоприятных отношений.

Седьмая функция – экстратимная интуиция. Спокойно обсуждают перспективы каких-либо идей, пока они не покажутся слишком «розовыми» и не войдут в противоречие с его дальновидностью и трезвым реализмом.

Восьмая функция – интратимная логика – делает этот тип весьма тактичным в обсуждении вопросов, связанных с алогичностями в поведении партнёра.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Интуиция времени

Бальзак живёт по принципу «поспешай медленно» и очень не любит, когда ему навязывают другие темпы.

Можно только позавидовать тому, что он никогда никуда не спешит и никогда никуда не опаздывает. (У него даже намеренно опоздать не получается.) Транспортные неурядицы и «пробки» на дорогах, похоже, никак не усложняют его жизнь: несмотря ни на что, он всегда прибывает вовремя.

В его жизни никогда не случается ничего непредвиденного, потому что он всё умеет предвидеть. Совпадение собственных прогнозов довольно рано перестаёт его и удивлять, и радовать. Он как будто рождается со знанием всего того, что произойдёт с ним в будущем, и всего того, что уже происходило в далёком прошлом. Это, казалось бы, огромное преимущество перед остальными оборачивается для него существенной проблемой – иногда ему становится скучно жить. Настолько хорошо он всё предвидит, что для него как будто не существует в жизни сюрпризов.

Бальзак не торопится одаривать всех и каждого своими предсказаниями, он не идёт работать «гадалкой». Для него умение видеть «сквозь время» слишком естественно для того, чтобы делать из этого «аттракцион». Бальзак предпочитает роль учителя, анализирующего совершаемые ошибки и предостерегающего от их повторения.

Как это ни печально, но Бальзак со свойственным ему пессимизмом часто выполняет функцию того самого сказочного камня, который предрекает: «Пойдёшь направо – коня потеряешь, пойдёшь налево – голову сложишь…» И вроде бы не остаётся никаких других возможностей, кроме как повернуть назад.

Бальзак не тот, кто будет воспевать «безумство храбрых». Наоборот, он сочтёт своим долгом своевременно предостеречь от безрассудных поступков, предупредить о всех возможных опасностях, указать на самый неблагоприятный ход событий.

Бальзак обладает способностью в последовательности любых явлений своевременно увидеть самое слабое звено. Он также не сочтёт за труд проанализировать, какие скрытые опасности оно в себе таит, и какие грядущие неприятности за собой повлечёт.

Бальзак, как никто другой, видит изначальную обречённость многих предприятий или ошибочность многих несвоевременных начинаний. Но при всём своём пессимизме Бальзак, в отличие от некоторых других интуитов, не предрекает близкого конца света. (Он вообще против того, чтобы нагнетать общественную истерию посредством мрачных прогнозов.)

Бальзак любит философски смотреть на происходящее, поэтому «утешает» изречениями типа: «всё проходит», «все мы там будем», «завтра ещё не конец света», «это пройдёт»…

Бальзак считает, что всё приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Бальзак умеет ждать. Он умеет заполнить время ожидания так, что оно растянется на всю жизнь, не причинив его планам никакого ущерба.

Бальзак умеет быть хозяином собственного времени – это позволяет ему чувствовать себя независимым. Бальзак умеет не подчиняться обстоятельствам – он предпочитает их использовать. Не имея привычки обольщаться или заблуждаться на свой счёт, он способен реально оценить собственные возможности в конкретных условиях, на определённом этапе.

Бальзак – единственный, кто видит самые скрытые и самые незаметные тенденции исторического развития общества. Он, как никто, чувствует взаимосвязь событий во времени, понимает, как происходящее сегодня влияет на дальнейший ход истории. О каком бы событии ни размышлял Бальзак, он видит его одновременно в настоящем, прошлом и будущем. И это для него не более, чем естественное восприятие всех жизненных явлений.

Следуя своему постоянному стремлению избегать возможных ошибок, Бальзак часто берёт на себя роль стороннего наблюдателя, чем даёт повод к обвинению в пассивном отношении к жизни.

Недостатком бальзаковских предостережений является отсутствие в них позитивной альтернативы, вследствие чего они часто «замораживают» чью-то деловую активность. При всём стремлении Бальзака предотвратить количество совершаемых в мире ошибок их не становится меньше. Хотя бы потому, что отказ от намеченных планов во избежание опасностей, сопутствующих их осуществлению, уже сам по себе может быть ошибкой.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Деловая логика

Время Бальзака заполнено делами либо размышлениями о том, как их лучше сделать. Бальзак лучше всего работает там, где менее всего на него давят, влияют, отвлекают или мешают, где наименьшая вероятность ненужной суеты, суматохи, штурмовщины, этических «разборок» или интриг в коллективе.

Внутренне глубоко независимый, Бальзак в любом деле стремится быть свободным от обстоятельств. Какой бы ни был напряжённый режим на производстве, на него это не повлияет: он методично и спокойно отрабатывает свой рабочий день, удобно и размеренно распределяет свои силы, чередуя разные виды работ и разные виды нагрузок.

Бальзак педантично следует заданным указаниям. Если ему предписана определённая последовательность работы, он её неукоснительно выполняет. Но там, где от него требуется только конечный результат, а промежуточная последовательность не важна, он предпочитает следовать собственному плану работы и, по возможности, собственным рациональным методикам.

Очень усидчив, с удовольствием занимается трудоёмкой кропотливой работой, тщательно прорабатывает детали. Прежде чем сдать работу, внимательно её проверяет, стараясь не допустить ошибок. Для Бальзака очень важно, чтобы анализ ошибок в его работе был своевременным и, главное, конструктивным.

Постоянно заботится об уровне своей квалификации. Всегда благодарен за ценные указания и советы по работе.

Очень переживает, когда его работа не получает высокой оценки – это наводит его на мысли о собственной «профнепригодности». Иногда приходит к выводу, что принесёт больше пользы, работая консультантом, инструктором, методистом, контролёром, чем простым исполнителем.

Очень любит, когда к нему на инструктаж присылают новых работников. Бальзак обожает инструктировать – это его «звёздный час», которого он всегда с нетерпением ждёт.

Не рекомендуется учить Бальзака, в каком порядке ему следует осуществлять свои планы, когда и как ему заниматься своими делами. И уж тем более не сто́ит его поучать, что и как надо делать. Он предпочитает не иметь дело с теми, кто знает, «как надо»: он из тех, кто для себя лучше это знает.

Главное, он знает, сто́ит ли выполнять это дело вообще. В первую очередь, по его мнению, следует основательно продумать, что это за дело, кому и для чего оно нужно, и чем именно он в этом деле может быть полезен.

Если ему дать какую-то работу, но не назначить срок её выполнения, Бальзак вообще не сочтёт это заданной работой – он либо забудет о ней, либо проигнорирует. Ему необходимо аргументированно объяснить, для чего она нужна, и как скоро требуется её исполнение. Только после этого он сможет воспринимать задание всерьёз. Такой подход к делу объясняется стремлением не делать ничего лишнего, не делать того, что никому не нужно.

Для Бальзака, как для любого представителя 3-й квадры, очень важно сознание собственной востребованности – он не сделает того, что никому не нужно, он хочет быть свободным для дел, которые кому-то действительно нужны. Бальзак подрядится на бесполезную работу только в том случае, если он до этого был безработным, и ему сейчас не на что жить. Но впоследствии он постарается найти себе более удачное применение.

Бальзак из тех, кто «7 раз отмерит» и ещё 100 раз подумает, прежде чем «отрезать». Бальзак обязательно подумает и о последствиях своего соучастия в чём-либо. Бальзак старается никогда и ничем не рисковать. Он не из тех, кто примыкает к оппозиции или к диссидентскому движению, хотя и может поддерживать личные отношения с отдельными его представителями. Да и зачем ему, если он умеет дождаться нужной ему политической ситуации и использовать её для реализации своих планов.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Сенсорика ощущений

Бальзак старается сделать всё необходимое для устройства собственного быта. Дом Бальзака – не только его крепость, это и его духовный и интеллектуальный «оазис», где непременно должны находиться его любимые и дорогие ему вещи: любимые книги, любимая музыка, любимые портреты и фотографии на стенах, любимые памятные подарки на полках.

Бальзак может уютно устроиться и в одной маленькой комнатке – главное, чтобы нашлось место для его «любимого» кресла и для его книг. Бальзак любит удобную мебель, не важно, какого стиля; любит приглушённое, тёплое освещение. Любит растопить камин зимним вечером, любит шум дождя за окном.

Бальзак старается запасаться «на чёрный день» всем необходимым. Недуализированный Бальзак по возможности закупает всего по 2 – 4 – 6 – 8. Достоверный факт: один из представителей этого типа оборудовал у себя дома уютный и удобный подвальчик, куда нанёс всё нужное «на случай войны».

Бальзак очень ценит собственный комфорт и душевный покой. Старается создавать вокруг себя уютную и удобную микросреду. С удовольствием окружает себя красивыми вещами. Любит собирать небольшие коллекции произведений искусства, делать себе памятные подарки.

Прекрасно чувствует себя в уютной и доброжелательной обстановке. Любит наносить визиты в хлебосольные и гостеприимные дома (но только будучи уверенным, что ему там действительно рады). Охотно принимает приглашения на вечеринки в приятную и интересную компанию. Заранее беспокоится о том, как провести наступающие праздники. Любит принимать у себя ограниченный круг близких друзей, угощая не только вкусной едой, но и приятной интеллектуальной беседой об анализе последних событий в области культуры, искусства и политики. Вечер, проведённый без интеллектуально насыщенной беседы, Бальзак считает неудавшимся. (Поэтому успех «бальзаковских вечеров» в немалой степени зависит от умения его дуала Наполеона вовремя перестать лидировать и уйти на второй план., не мешая Бальзаку в его интеллектуальной инициативе.)

Бальзак всегда открыт для восприятия новых ощущений. Он с детским любопытством попробует новое кушанье. Со вниманием выслушает новую для себя музыку. Бальзаковскому вкусу не чуждо смешение музыкальных стилей – он может на одной кассете записать и тяжёлый рок, и музыку «барокко».

Впрочем, некоторые из представителей этого типа стараются не загромождать свой слух музыкой низкого качества, но это уже относится к стремлению Бальзака всемерно развивать свой художественный вкус и создавать себе условия повышенного комфорта – тогда он окружает себя вещами лучшего качества, одевается дорого, красиво и аккуратно (P. M. Горбачёва), старается быть в курсе всех художественных новинок: премьеры, модные выставки, концерты знаменитостей.

По той же причине Бальзак старается бережно относиться к собственному здоровью. По мере надобности следит за своим весом, соблюдает профилактические диеты, подвергает себя необременительному (по возможности) голоданию, питается здоровой растительной пищей.

Особое внимание уделяет отдыху и сну. У некоторых представителей этого типа складывается свой, индивидуальный режим работы и отдыха. Иногда Бальзак не видит для себя особого проступка в том, чтобы заснуть там, где ему это вдруг захотелось. Иной раз можно увидеть Бальзака спящим на рабочем месте или даже во время монотонной работы, продолжающего её автоматически делать руками, спящим во время урока, во время прослушивания музыкальной программы. Будучи посланным «на картошку», Бальзак может уютно устроиться на грядке и спать. (Кутузов, как известно, мог заснуть на военном совете.)

Тем не менее сенсорика ощущений – это та область, которую Бальзак старается в себе развивать до общепринятого уровня. Его успехи на этом поприще – залог его успешной дуализации: старание Бальзака эстетично выглядеть и оформить свой быт надлежащим образом вознаграждается вниманием и высокой оценкой его дуала Наполеона, у которого с чувством собственного достоинства и природным эстетическим вкусом всё обстоит хорошо, и он не потерпит рядом с собой «невзрачного замухрышку». (Известны случаи неудавшейся дуализации у Бальзаков с недоразвитой до норматива сенсорикой ощущений.) Поэтому при всём нежелании Бальзака сделать над собой лишнее волевое усилие, он вынужден тщательно заниматься собственной внешностью, добротно и со вкусом благоустраивать свой быт и почаще «выходить в свет», где у него гораздо больше шансов встретить своего дуала, чем сидя дома в собственном уютном кресле.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Этика эмоций

Проявляется в стремлении Бальзака оградить себя от сильного эмоционального воздействия, в нежелании втягиваться в напряжённый эмоциональный режим.

Бальзак считает необходимым подчинять свои эмоции рассудку – это его незыблемое правило, которого он неукоснительно придерживается сам, и постоянно внушает своему окружению.

«Трагинервических явлений, девичьих обмороков, слёз…» Бальзак действительно терпеть не может, и в своём стремлении избежать их любой ценой он часто ведёт себя до такой степени неэтично, что сам же невольно их и провоцирует.

Стремясь быть предельно сдержанным в проявлении собственных чувств, стараясь ничем не обнаружить своё истинное эмоциональное состояние, из опасения вовлечься в какую-нибудь этическую интригу, Бальзак неосознанно ведёт себя самым интригующим образом, чем постоянно навлекает на себя риск самого бурного выяснения отношений. Напуская на себя демонстративно безучастный вид, он на самом деле часто создаёт ложно многозначительную «маску», которая одновременно и интригует, и раздражает. Во всяком случае, у многих из его партнёров возникает желание её сорвать и разглядеть истинное его лицо. Часто бывает так: чем больше «таинственности» он на себя напускает, тем «круче» с ним разбираются.

«Напускное безразличие» Бальзака нередко является для него средством «этической разведки» во взаимоотношениях с партнёром, проверкой заинтересованности партнёра в дальнейшем развитии отношений. Эмоционально уязвимому, легкоранимому, неуверенному в своей привлекательности Бальзаку чрезвычайно важно знать степень заинтересованности в нём партнёра. Иногда он использует для этого такой «трюк»: заговорив с партнёром о чём-нибудь первостепенно значимом, он вдруг делает паузу и как будто отвлекается на что-то незначительное, незаметно наблюдая за поведением партнёра и выжидая, когда и как он проявит интерес к затронутой теме. Во взаимоотношениях с Наполеоном это ещё и способ дисциплинировать постоянно рассеивающееся внимание своего дуала, попытка сосредоточить его внимание на себе, а также – что очень важно в процессе дуализации – попытка соизмерить значимость собственных ценностей с ценностями своего партнёра.

Само собой разумеется, Бальзак даже для себя не может объяснить истинную причину своей «невозмутимости» (а загадочности в себе он вообще никакой не видит и никогда её намеренно не напускает – он ведь не этик, а логик). Чаще всего он ведёт себя таким образом только из желания оградить себя от психологического дискомфорта, который он видит в эмоционально перенасыщенном психологическом режиме. Именно поэтому, как он считает, единственная возможность для него подстраховаться – это создать видимость невозмутимости. Но поскольку это делается, главным образом, в этических ситуациях, его партнёры часто чувствуют себя оскорблёнными его безразличием, тем более напускным. Вот и получается, что предусмотрительный Бальзак первый становится жертвой собственной подстраховки.

Ещё хуже получается, когда Бальзак начинает «выравнивать» эмоциональное состояние партнёра, ободряя его взглядом или словом. Само по себе это, возможно, и неплохо, но в сложной этической ситуации такое поведение обычно воспринимается не только как «моральная поддержка», но и как обнадёживание, что приводит к очередному выяснению отношений со всеми вытекающими эмоциональными последствиями.

Проявление собственных эмоций для него также не обходится без осложнений. Из-за вечного страха быть неправильно понятым при естественном их проявлении или при намеренном их сокрытии Бальзак постоянно пребывает в растерянности, когда дело касается выражения его собственных чувств. Тут он сталкивается со многими проблемами одновременно: иногда он просто не может в себе разобраться – его чувства кажутся ему либо недостаточно определёнными, либо слишком противоречивыми. Кроме того, он не всегда может найти подходящую форму для их выражения и не каждому позволит помочь себе выразить свои чувства. Часто он боится сказать что-нибудь лишнее, чтобы не обнадёживать человека и не заставить потом страдать. Часто собственные эмоциональные возможности кажутся ему недостаточно изученными. Он может проявлять свои чувства в такой «мудрёной» форме, как забота о судьбе своих отношений с партнёром, предостерегая его от связи с собой, «недостойным». Он может наговорить о себе много несправедливого и неприятного, предоставляя судить, «какие розы нам заготовил Гименей». Причём, поскольку всё это говорится уверенным и рассудительным тоном, мало кто заподозрит за всем этим нагромождением противоречивых доводов элементарную неуверенность в себе.

К сожалению, избавлять Бальзака от неуверенности в себе – это долгий, мучительно тяжёлый и зачастую неблагодарный труд. Один только Наполеон – его дуал – может справиться с этим заданием успешно. Не утруждая себя размышлениями о противоречивости бальзаковской этики, он естественно вовлекает его в свою наивную, бесхитростную и искренне-доброжелательную эмоциональную игру. Практика показывает, что никакой другой этик, даже ближайший к нему по квадре Драйзер не в состоянии успешно справиться с бальзаковскими «этическими головоломками».

Бальзака всегда пугают и раздражают неадекватно выраженные эмоции, независимо от того, положительные они или отрицательные. Достаточно одного неумеренного восклицания, чтобы он почувствовал себя плохо. Поэтому Бальзак болезненно воспринимает любой разговор на повышенных тонах. Независимо от того, деловой это разговор или выяснение отношений, он плохо себя чувствует в сплошном потоке насыщенных эмоций. Бальзак не терпит раздражённого тона, но он обречён всю жизнь с этим сталкиваться: в детстве он страдает от раздражения родителей и воспитателей, в зрелые годы он раздражает начальство и сослуживцев. Раздражать, опять же, может чем угодно: старомодными манерами, медлительностью или неловкостью движений, монотонностью голоса, кротким или испуганным видом – да мало ли чем, если дело не столько в нём самом, сколько в неудобных отношениях, в которые он постоянно попадает (как, впрочем, и каждый из нас).

Что уж тогда говорить об истериках со слезами и упрёками, о скандалах с битьём посуды и «сердечными припадками» с валерьянкой и «неотложкой»… Для Бальзака это – просто кара Господня, только непонятно, за какие грехи. Попадая в водоворот истерик, да ещё сопровождаемых силовым давлением, Бальзак испытывает панический ужас – состояние, из которого он не знает, как вырваться. Поэтому в такой момент способен совершить самый дикий, самый неожиданный поступок. (Например, подобно Пьеру Безухову, замахнуться на жену мраморным столиком.)

В любой этически неловкой ситуации Бальзак чувствует себя очень неспокойно. Иногда в поисках выхода он усугубляет создавшееся напряжение, уже не рассуждая, прав он или виноват, стремясь как можно скорее «исчерпать» ситуацию, чем бы ему это ни грозило. В такие минуты он способен на поступок, о котором, возможно, потом будет сожалеть, но в данную минуту это для него не имеет значения – его рассудок полностью подчинён водовороту эмоций, перед которым он беспомощен, и потому себе не принадлежит.

Ослепление эмоциями для Бальзака равносильно безумию. То же самое он думает и о других. Поэтому боится и ненавидит проявление социально-политической истерии в любой её форме. Как только появляется очередной политический лидер-маньяк или новоявленный пророк-психопат, Бальзак «уходит» в свой благоустроенный подвальчик и затворяется там до лучших времён или спасается где-нибудь «за океаном».

После всех пережитых им в реальной жизни потрясений лёгкая эмоциональная разрядка в виде «страшной сказки на ночь» (какого-нибудь фильма ужасов) для Бальзака – не более, чем детская забава. Излюбленный киножанркомический некротриллер (типа «Семейки Аддамсов»).

Юмор Бальзака – своего рода способ интеллектуально-эмоционального «возмездия». Иногда выражается как реакция на ощущаемый им психологический дискомфорт:

Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе́ своей
Карикатуры всех гостей.

Иногда бальзаковский юмор выражается в форме очень удачных эпиграмм. Иногда это просто тонкая ирония, окрашенная в мрачные тона. Бальзаковский «чёрный» юмор отличается своеобразной некроориентацией. Может Бальзаки, в отличие от Гамлетов, и не философствуют над черепами своих друзей, но довольно часто шутят на эту тему. У Бальзаков к вопросу смерти с детства формируется философски-ироничное отношение. (Дети-Бальзаки часто развлекаются рисунками «скелетиков», «жутиками» и «страшилками».)

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Волевая сенсорика

Бальзак уважает сильных, хорошо понимающих свои цели людей, не пасующих перед трудностями и уверенно пробивающих себе дорогу – именно этими качествами обладает его дуал Наполеон.

Бальзак никогда не стремится лидировать, предпочитая оставаться фигурой «№ 2» – «теневым» лидером при могущественном покровителе.

Простой и демократичный по натуре, он не кичится достигнутым высоким положением и своими влиятельными связями. Прекрасно зная, что «всё проходит», Бальзак не из тех, кто положит жизнь и здоровье ради блестящей карьеры. Даже находясь на вершине власти, он, в первую очередь, человек, не скрывающий своих слабостей, вкусов и привычек.

Тем не менее, Бальзак обладает глубоким чувством собственного достоинства. Умеет уважать достоинство другого и умеет требовать уважения к себе.

Хотя именно потребовать Бальзаку трудно. Он из тех, кому трудно «собрать волю в кулак». Бальзак не умеет и не любит подчинять кого-либо своей воле. Он также не переносит прямого волевого давления на себя. (Волевое воздействие Наполеона, реализованное этическими манипуляциями, не воспринимается им как подавление собственной личности. В то время как прямолинейное волевое воздействие – волевая сенсорика Жукова, Максима Горького или Драйзера, равно как и демонстративная напористость Гюго – его подавляет.)

Для Бальзака характерно постоянное полурасслабленное состояние. Бальзак предпочитает не делать лишних волевых усилий, старается очень экономно расходовать свою физическую энергию. Ни в какую, даже самую увлекательную работу он не будет вкладывать больше сил, чем это диктуется объективной необходимостью. Он не из тех, кто будет максимально «выкладываться» на «голом энтузиазме». Бальзак требует уважения к собственному труду и достойной его оплаты.

Деньги для Бальзака имеют немаловажное значение (хотя некоторые представители этого типа относятся к их отсутствию с философским спокойствием: «Деньги – это всего лишь деньги: они приходят и уходят»). Тем не менее, Бальзаком глубоко и серьёзно осознаётся преимущество денег, как реального рычага силы и власти. Редко встретишь Бальзака, спокойно воспринимающего их отсутствие при наличии «минуса» в банке. Наоборот, многие из них видят в деньгах не только поддержку для себя, но и гарантированную возможность реализовать давно намеченные планы («Лишь захочу – воздвигнутся чертоги…»).

Накопление денег для Бальзака – это ещё и способ «консервации» собственного вложенного труда, возможность сохранения и разумного перераспределения собственных сил. Деньги для Бальзака – это «эквивалент силы», сэкономленный в юности для того, чтобы подкрепить грядущую старческую немощь.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Этика отношений

Проблема бальзаковской этики уже в том, что она не находится в постоянном центре его внимания – это пассивная, устойчивая ценность его типа и не больше. Бальзак заинтересован в получении информации по этому аспекту, его воодушевляют искренний интерес и проявленная к нему симпатия. Доброжелательное отношение побуждает его на благородные душевные порывы, которые выражаются в конкретных дружеских услугах.

Те отношения, которые Бальзак может подчинять своему рассудку, складываются у него сравнительно благополучно: Бальзак предрасположен к тому, чтобы быть добрым и отзывчивым другом, заботливым семьянином, искренне любящим своих близких. Мягкий и уступчивый по натуре, умеющий (при желании) быть тактичным, деликатным и выдержанным, умеющий уважать чувство собственного достоинства, не терпящий интриги, не способный к намеренно дурным поступкам, Бальзак, казалось бы, застрахован от «этических неприятностей».

Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что и в этом плане у него возникает немало проблем. Простейший пример: Бальзак, незаметно для себя, имеет обыкновение обрывать разговор, как только он перестаёт быть для него содержательным, не заботясь об ощущениях неловкости, которые потом будет переживать его собеседник, и о том, какое мнение о его воспитанности он составит. В данном случае им только рассматривается фактор целесообразности продолжения «безынформативной» беседы и опасения по поводу «впустую» потраченного времени. Допустим, что этот единичный случай ещё не сулит серьёзных этических осложнений, но, поскольку отношения строятся из последовательной цепочки таких «единичных случаев», в каждом из них для Бальзака существует реальная опасность неосознанно проявить свою неэтичность, которая в условиях напряжённых интертипных отношений может восприниматься как осознанная или намеренная.

Проблемы начинаются уже тогда, когда отношения ещё только формируются: с одной стороны, в силу своей исключительной способности предвидеть Бальзак иногда с самого начала видит примерный ход развития событий, а это значит, что он может довольно быстро потерять к ним интерес, чем рискует обидеть своего партнёра и спровоцировать болезненное выяснение отношений.

Другой вариант, когда Бальзак вопреки собственному рассудку всё же поддаётся чувствам – при неблагоприятных интертипных отношениях это создаёт дополнительное эмоциональное напряжение, вследствие которого его противоречивые и неэтичные поступки только усугубляют проблему.

Опять же, не отнимешь у Бальзака его постоянного стремления «выравнивать» эмоциональное состояние партнёра. Проповедуя принцип «учитесь властвовать собою», он часто ставит себя до смешного в нелепое положение (особенно, если его собеседник – этик), за которое ему потом приходится расплачиваться собственной личной неустроенностью и вынужденным одиночеством.

И это ещё не все его проблемы. Подсознательно настроенный на Наполеона – яркую, сильную и богато одарённую личность, Бальзак постоянно ожидает «журавля в небе», предпочитая не размениваться на «сереньких синиц». Иногда, больше полагаясь на собственное предвидение, чем на реальное наблюдение, он даже не даёт себе вовремя разглядеть в очередной «синице» желанного «журавля», впоследствии не раз сожалея об упущенных возможностях («Ужель та самая Татьяна…»).

Кроме того, Бальзаку часто бывает трудно признать за собой наличие каких-то недостатков. Практика показывает, что иногда, сталкиваясь с реальным воплощением своего идеала, то есть когда подходят и тип партнёра, и его внешние и внутренние качества – даже тогда он умудряется списать собственные неудачи на какие-то объективные качества партнёра, которые его лично никак не устраивают. (Возможно, басня «Лиса и виноград» была написана Бальзаками для самих себя.)

Безотносительно к его индивидуальным качествам именно устройство личной жизни часто вызывает у Бальзака серьёзные затруднения. Именно здесь все «слабые точки» его психологического типа «работают» против него: и пассивное отношение к жизни, и глубокий пессимизм, и нежелание сделать лишнее усилие, и страх перед возможными переживаниями, и недопонимание основных этических понятий, и переоценка собственных возможностей. Отсутствие хотя бы одного из этих условий существенно облегчило бы ему решение проблемы.

Тем не менее, собственный негативный опыт не мешает Бальзакам довольно успешно работать в сфере этики отношений. Добрые, терпеливые и отзывчивые, они часто становятся любимыми учителями и воспитателями. Многие из представителей этого типа великолепно практикуют в области психологии. И, разумеется, успех на поприще литературы, когда они описывают этическую интригу, понимая этику отношений интуитивно и опираясь на свои глубинные (подсознательные) этические ценности.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Интуиция возможностей

Создаётся впечатление, что Бальзак сознательно не желает видеть положительные тенденции в окружающих его явлениях – и он действительно этого не желает. Только не осознанно, а подсознательно.

Из всех наблюдаемых им возможностей он подсознательно замечает только те, в которых он предполагает скрытую опасность. (В этом он видит своё предназначение.)

В понимании Бальзака позитивны только те возможности, которые наименее негативны. Иными словами, лучше всего то, что менее всего плохо. Поэтому бальзаковское наблюдение потенциальных возможностей – это, в первую очередь, учёт и анализ всех «минусов».

Узкопессимистический анализ наблюдений объясняется подсознательной ориентацией Бальзака на непомерный оптимизм своего дуала Наполеона и является своеобразной защитой от него. Поэтому бальзаковский пессимизм постоянно «набирает» необходимый «запас прочности» – и себя «подстраховать», и дуала «охладить».

(Попробуйте убедить Бальзака, что его опасения напрасны – он раздражается, и у него моментально появляется выражение испуга в глазах. Ему действительно становится страшно, и в первую очередь за себя.)

Сила бальзаковской интуиции – в его «позитивном» пессимизме, позволяющем учитывать все возможные осложнения в осуществлении его планов, заставляющем подсознательно рассчитывать время выполнения работы с учётом вынужденно сниженных темпов: на «раскачку», на усталость, на отвлекающие помехи, на непредвиденные осложнения.

Бальзак – единственный, кто учитывает такой фактор расхода времени, как инертность любого начинания. В любом бизнесе он старается подстраховать себя необходимой материальной базой – «запасом прочности», в расчёте на инертность «раскачки».

Бальзак никогда не рассчитывает на быстрый успех и быстрые доходы – это он считает непростительным авантюризмом.

Старается идти не «напролом» (и своего дуала Наполеона от этого предостерегает), а «в обход». Умеет и сам выйти из затруднительного положения, и других научит, как это сделать.

Его проницательности и дальновидности можно только позавидовать: осторожен, предусмотрителен, немногословен. Предпочитает не давать далеко идущих советов, всегда старается подсказать выход из конкретной затруднительной ситуации.

Не афиширует ничего лишнего – намеренно недемонстративен, не даёт никаких обещаний «авансом». Не склонен брать на веру чьи-либо сенсационные идеи, во всём старается разобраться сам.

Часто сокрушается по поводу собственных упущенных возможностей – неизбежное следствие его пассивно наблюдательного отношения к жизни.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Логика отношений

Бальзак в любой ситуации старается выглядеть объективным. Это своё качество он с удовольствием демонстрирует.

Но действуя в интересах «абсолютной объективности», он часто попадает в неловкое положение: думая об абсолютной справедливости своих поступков, часто упускает из виду их этический аспект – «справедливо по отношению к кому?».

В любом споре Бальзак держит демонстративный нейтралитет, стараясь никому не «подыгрывать». Своё отношение к какому-либо поступку он выражает не как частное, личное мнение, а как бы выставляет некую, как ему кажется, объективную и правильную оценку. Бальзак любит себя ставить в положение судьи. Для него характерно не просто высказывать своё мнение, а именно «выносить суждение» по каждому вопросу (даже если ему предлагается только обсудить тему).

Рассуждения Бальзака отличаются точностью, лаконичностью и глубоким пониманием самой сути вещей. Лёгкость и простота его высказываний потрясают и восхищают. Подпасть под бальзаковское глубокомысленное расположение духа – это огромное интеллектуальное наслаждение. Это всегда богатейший материал для размышлений. Это изречения, которые хочется впитывать и изрекать как свои собственные. Когда слушаешь рассуждения Бальзака, невольно возникает желание ходить за ним следом «с пергаментом» и записывать каждое слово.

Бальзак предпочитает не загромождать свою память энциклопедической информацией, и хотя среди представителей этого типа встречается огромное количество исключительно эрудированных людей, Бальзак в первую очередь поражает глубиной своих знаний.

Бальзак любит и умеет учиться, стараясь получать новую информацию последовательно и постепенно, чтобы это не выходило далеко за рамки его наблюдений; в первую очередь его интересуют связи между уже изученными явлениями.

Воспринимая новую информацию, Бальзак сразу старается увязывать её в уже существующую систему знаний. Информацию, которая противоречит сложившимся системам или разрушает их, воспринимает очень критично.

Бальзаку несвойственно слепое преклонение перед авторитетами. Ссылаясь на кого-либо, он подкрепляет своё высказывание точной и уместной цитатой, всегда поясняя, какое отношение она имеет к его рассуждениям.

Бальзак часто подкрепляет свои рассуждения поучительной притчей. Иногда притча преподносится вместо рассуждений, так что слушателю остаётся только гадать, к чему бы это было сказано. В действительности же Бальзаки часто «прикрываются» притчей, пытаясь рассуждать о том, что плохо поддаётся их пониманию, как, например, аспект этики эмоции или этики отношений.

Бальзак не видит криминала в том, чтобы рассуждать одновременно обо всём. Он готов подхватить любую тему, свободно переключаясь с одной на другую. Это происходит не потому, что ему трудно сосредоточиться на чём-то одном – это природная динамика его интеллекта, подсознательно настроенная на слабую функцию по аналогичному аспекту у его дуала Наполеона, который незаметно для себя перескакивает с одного вопроса на другой. Бальзак каждую новую тему вплетает в общий ход своих рассуждений так, что цельность логической связи при этом не нарушается.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Бальзак устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения ревизии (Бальзак – ревизор)
Аналитик Максимилиан Робеспьер Квазитождественные отношения
Гуманист Фёдор Достоевский Отношения социального заказа (Бальзак – заказчик)
Инспектор Максим Горький Отношения социального заказа (Бальзак – приёмник)
Искатель Дон Кихот Отношения полной противоположности
Критик Оноре де Бальзак Тождественные отношения
Лирик Сергей Есенин Родственные отношения
Маршал Георгий Жуков Отношения полудополнения
Мастер Жан Габен Деловые отношения
Наставник Гамлет Отношения ревизии (Бальзак – ревизуемый)
Политик Наполеон Бонапарт Дуальные отношения, или Полное дополнение
Посредник Александр Дюма Отношения суперэго
Предприниматель Джек Лондон Зеркальные отношения
Советчик Томас Гексли Миражные отношения
Хранитель Теодор Драйзер Отношения активации
Энтузиаст Виктор Гюго Конфликтные отношения
Загрузка…