Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Интуитивно-этический экстраверт (советчик) Томас Гексли

Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ) – это один из соционических типов, также известный как «советчик». Типичным представителем такого типа является Томас Гексли. Его дуал – сенсорно-логический интроверт (мастер) Жан Габен.

Описание психотипа по Вайсбанду

Горячий энтузиаст. Высоко духовная, артистическая личность. Быстро разрешает личные затруднения. Всегда полагается на свою способность мгновенно импровизировать, вместо того, чтобы заранее подготовить работу. Обожает ситуации нового, интересного начинания, когда можно проявить свои и чужие способности, когда можно ещё предполагать самое невероятное развитие событий.

Дон Жуан. Видит в людях множество разнообразных достоинств и не может удержаться от того, чтобы не сообщить им этого в самой эмоциональной форме. Часто его брызжущие эмоции принимаются за чувства, чему и обязан репутацией Дона Жуана. На самом деле в чувствах он достаточно консервативен: привязывается к узкому кругу своих людей, чьё мнение для него крайне значимо и полностью определяет его настроение, поведение, знание. Если же он и в самом деле повеса – этого не скрывает.

Недотрога. Его речи о любви и тоске пламенные, улыбки обольстительные, но дальше этого дело идёт далеко не всегда. Его девиз – «эмоциональная власть над всеми и сексуальная свобода ото всех».

Не честолюбив, так как может быть доволен обществом друзей и в предвкушении чего-то интересного. В отличие от людей, которые любят быть явными управителями ситуации, он стремится быть её тайным управителем. При этом его влияние направлено, в основном, на то, чтобы заставить окружающих проявить свои способности, таланты.

Учёный муж. Чувствителен к оценке своих умственных способностей. Часто стремится защитить диссертацию, добивается учёных степеней и званий. Это даёт ему возможность спокойно работать. Крайне чувствителен, когда задевают дорогие ему идеи, отрицают возможности его и близких людей. Поэтому стремится контактировать с людьми, близкими ему по идейному кредо.

Человек настроения. От настроения зависят всё: планы на будущее, отношение к себе, представление о мире. Радужные планы могут смениться тягостными переживаниями, но интересная новость, похвала, внезапно представившаяся интересная возможность мгновенно изменяют настрой. От скуки просто заболевает.

Для других. Готов помочь людям в решении их проблем. Самое большое удовольствие – найти выход из положения, которое другим кажется безвыходным. Приветливость и доброжелательность может демонстрировать любому. Делает что-то для тех, к кому относится серьёзно. И делает тогда гораздо больше, чем от него ждут, и чем он сам обещает.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Сильной функцией является экстратимная интуиция – умение понять суть и перспективу развития дела. Прекрасно разбирается в способностях людей, помогает творчески развить их. Инициативен, несколько интеллектуально упрям.

Творческая функция – интратимная этика – делает его непревзойдённым «дипломатом» в налаживании отношений. Умение делать приятное людям, сглаживать конфликтные ситуации.

Экстратимная сенсорика заставляет его периодически в трудных ситуациях изображать из себя существо чрезвычайно волевое и деятельное, всё берущее на себя.

Его болевая точка – интратимная логика. Гексли не переносит критику своего нелогичного поведения и непродуманных поступков, своего неумения разобраться в сложных абстрактных системах.

Внушаем по интратимной сенсорике, то есть по вопросам, связанным с красотой, физическим комфортом, здоровьем и внешним видом своим и партнёра.

Шестая функция – экстратимная логика. Для него необходимо, чтобы партнёр позаботился о выполнении будничных рутинных дел, проработал за него детали, довёл до конца начатое дело.

По седьмой функции – интратимной интуиции – довольно спокойно соглашается с партнёром по вопросам, касающимся своевременности, пока это не входит в противоречие с его перспективными идеями.

Восьмая функция – экстратимная этика – не позволяет ему допускать бестактность по поводу неуместности человеческих эмоций, делает его тактичным и обходительным.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Интуиция возможностей

Представителям этого типа свойственна исключительная проницательность. Характер человека могут определить практически с одного взгляда, причём настолько точно, что почти сразу способны дать ему ёмкую и лаконичную характеристику.

Великолепно предвидят развитие ситуации в её этическом плане. Нередко способны довольно точно предсказывать развитие событий в будущем.

Тонкие психологи, тонко чувствующие малейшее изменение настроения и отношений. Прекрасно чувствуют собеседника. Легко общаются. Прекрасно работают с людьми.

Актёры-Гексли очень быстро находят контакт с публикой и великолепно его держат на протяжении всего своего выступления. Великолепно работают в шоу-бизнесе, причём на выступлениях обычно проявляют себя лучше, чем на репетициях. «Страх сцены» им не свойствен, наличие публики только приятно возбуждает.

Представители этого типа прекрасно работают и в медицине – это, как правило, великолепные диагносты, способные определить заболевание на самой ранней стадии его развития и по самым отдалённым признакам.

Благодаря умению выбрать для реализации своих планов наиболее удачную возможность, представители этого типа способны добиться огромных успехов, не прилагая для этого излишних усилий.

Великолепно используют те возможности, которые предоставляет им случай. Из каждой ситуации умеют извлечь для себя максимум пользы.

Для представителей этого типа характерно постоянное и повсеместное испытание своих возможностей и сопоставление их с возможностями окружающих. Обожают создавать ситуацию соревнований для себя и импровизированных испытаний, проверок и экзаменов для других. Гексли обычно довольно ревниво относятся к чужим достижениям, неохотно признают чужое превосходство, и если кого-то хвалят, то только тех, чьей конкуренции не опасаются, или тех, чьё расположение стремятся завоевать.

Завышенное требование к собственным возможностям приводит к тому, что повышается и значимость такого фактора, как успех. Успех, в понимании Гексли, – это норма. Отсутствие успеха его настораживает, как нечто неблагополучное. Такое «программное» требование к самому себе не позволяет представителям этого типа допускать какие-либо просчёты, ошибки или неудачи. Они сами себе этого не могут позволить, поскольку признание собственной ошибки и неудачи занизит их самооценку, то есть снизит их представление о собственных возможностях.

Поэтому в любой ситуации и при любых обстоятельствах представители этого типа стараются держаться на высоте или, по крайней мере, производить такое впечатление у окружающих. («Как сам себя преподнесёшь, так тебя и будут воспринимать».) Более того, Гексли вообще довольно часто претендует на репутацию «человека без недостатков». Очень не любит, когда критикуют его поведение и, хоть теоретически понимает, что «все не без греха», лично за собой никаких серьёзных «грехов» не признаёт, поэтому иногда может полусерьёзно сказать: «Если вы видите во мне какие-то недостатки, скажите мне об этом, и я исправлюсь».

Способы достижения успеха всегда волнуют и интересуют представителей этого типа. Многие из них являются авторами книг о том, как достичь успеха в той или иной сфере и как преуспеть на том или ином поприще.

Потребность всегда и во всём быть на высоте заставляет их в любой ситуации и при любых обстоятельствах претендовать на приз или выигрыш. Тупиковых и безвыходных ситуаций, по их мнению, просто не должно существовать. В неловкое положение невозможно поставить ни одного из них, поскольку они просто не признают за собой никакой вины и в любой ситуации поведут себя так, словно ничего особенного не произошло.

У Гексли феноменальная способность не обнаруживать своей неловкости и не признавать себя побеждённым ни при каких обстоятельствах.

Перспектива достижения успеха ценой многолетнего и кропотливого труда кажется им малопривлекательной – слишком хорошо они знают, как бывает недолговечна популярность, и как переменчивы интересы толпы. Так сто́ит ли ради минутной славы много лет трудиться в поте лица и заниматься только одним делом, упуская другие возможности?

Считают для себя необходимым завоёвывать внимание окружающих и удерживать его любой ценой – это для них своего рода тренировка «интуиции успеха». Многие из них, особенно в детстве и в молодости, постоянно «тянут» внимание на себя. Раздражаются и нервничают, если их присутствие игнорируется. Собирая внимание окружающих, Гексли буквально «расцветает» – старается проявить себя как можно интереснее и оригинальнее (причём в этом с ним лучше не состязаться). А если всё-таки не чувствуют к себе достаточного интереса, демонстративно игнорируют всех присутствующих, что одновременно является и вызовом обществу и ещё одним средством привлечь к себе внимание.

«Пользоваться успехом», «завоевать популярность», «удерживать популярность» – всё это «подвиги» одного порядка, а для представителей этого типа – достижения, имеющие первостепенную значимость. Именно поэтому многие из них имеют склонность к дерзким и экстравагантным выходкам и смелым «этическим экспериментам». Многие из них даже в зрелом возрасте сохраняют способность высмеивать, дразнить, передразнивать и подшучивать (что бывает не всегда деликатно и уместно).

Очень любят прихвастнуть. Часто рассказывают о своих успехах у представителей противоположного пола или о том, как легко и оригинально им удалось найти выход из самого затруднительного положения. Создаётся впечатление, что Гексли как будто не задумывается о том, что подобные истории пробуждают у слушателей желание последовать его примеру, хотя на самом деле именно для этого они и рассказываются. Даже если «подвиги» Гексли от начала и до конца вымышленные, ему всё равно интересно посмотреть, как другие сделают то, чего он, на самом деле, сделать не решился (но о чём очень красочно рассказал).

Гексли постоянно «исследуют» потенциальные возможности людей в самых разных ситуациях, причём «лабораторией» им служит весь окружающий мир. Гексли прекрасно умеет прощупывать ситуацию чужими руками», учиться на чужих ошибках и на чужом опыте.

Каждый раз, когда представителя этого типа осеняет какая-нибудь «оригинальная идея», он довольно быстро представляет себе, кто из его окружения мог бы стать её исполнителем и испытателем. Гексли великолепно умеет находить тех, кто с интересом воспринимает его замыслы и соглашается их реализовывать. Он умеет убедить любого, даже самого осторожного и осмотрительного человека в том, что предлагаемая им затея делается именно в интересах «исполнителя», никаких неприятностей ему не сулит, а даже наоборот – большие и очевидные выгоды. Разумеется, Гексли всегда безошибочно точно определяет, на какую именно приманку и на какой аргумент «купится» человек, которого он наметил для своего «эксперимента». Если его замысел реализуется успешно или хоть с какой-то пользой, Гексли будет этому искренне рад, хотя и не упустит случая извлечь для себя определённую выгоду (например, намекнёт человеку, что теперь он ему чем-то обязан).

В случае неудачи «эксперимента» Гексли меньше всего думает о том, что кого-то «подставил» и является виновником чьих-то неприятностей. (Гексли вообще старается поменьше думать о своих неудачах – «не пилите опилки», как советует Дейл Карнеги.) Воодушевляя кого-либо своей новой идеей, он вовсе не исключает её успешного завершения, хотя в любом случае ничем не рискует – если начинание завершается успешно, ему будут благодарны и обязаны. Даже если результат окажется неблагоприятным, по крайней мере, будет приобретён опыт, причём лично для него безболезненный. Такие условия «эксперимента» объясняются тем, что Гексли по сути своей – пессимист. При всём кажущемся легкомыслии и бесшабашности он осторожен и осмотрителен, поэтому предпочитает идти по проторённым дорожкам, но при этом старается во что бы то ни стало приходить первым и получать приз. («Перехватить» приз он может и перед финишем, что в его глазах ничуть не умаляет цену победы – наоборот, только увеличивает.)

Поскольку чужие успехи, заслуги и достижения не оставляют равнодушными представителей этого типа, у Гексли часто возникает желание перепроверить чужие успехи. Например, если подружка похвасталась перспективами и возможностями на своей новой работе, Гексли не успокоится, пока не заставит кого-нибудь из своих знакомых «проверить», действительно ли эти перспективы так заманчивы. Любая информация о возможностях для представителей этого типа крайне важна, и если она им кажется неправдоподобной, они стараются её лишний раз проверить. Причём сами в качестве «разведчиков» выступают крайне неохотно: при малейшей опасности для себя «раскалываются» и «по простоте душевной» подставляют тех, кто их подослал.

Посылать Гексли на ответственное поручение очень рискованно. Это только кажется, что в любой ситуации они ведут себя непредсказуемо – всегда есть нечто постоянное в их поведении: при любых обстоятельствах они стараются поступать с наименьшими потерями для себя.

Гексли не упустит возможности испробовать всё, что привлекательно и заманчиво выглядит. Великолепно умеет «держать нос по ветру». Умеет быть в курсе всех событий, мнений и веяний. Знает, какое мнение нужно поддержать и к какому направлению нужно примкнуть, причём всегда будет в числе первых. (Многим вследствие этих качеств кажется пронырой.)

Умеет представить свои способности, возможности и квалификацию в самом выгодном свете, независимо от их реального уровня. Часто блефует, причём не боится быть уличённым в этом, поскольку рассматривает свои действия как эксперимент: оправдается его самореклама хорошо, не оправдается – тоже не страшно. Приобретённый опыт может когда-нибудь пригодиться.

Склонен переоценивать свои способности, как, впрочем, иногда недооценивает их у других. Часто берётся за работу, значительно превышающую его компетентность, рассчитывая, что со временем он войдёт в курс дела и будет работать не хуже других, или может быть ему представится какая-то возможность хорошо себя зарекомендовать.

Быть уличённым в некомпетентности не боится, поскольку великолепно умеет себя подать, и, кроме того, как уже говорилось, никогда не признаётся в своих ошибках, даже если его откровенно разоблачают – поворачивается и уходит, не утруждая себя объяснениями и извинениями. Если всё-таки решает себя оправдать, всегда с лёгкостью сумеет это сделать: «Допустим, у меня ещё не всё получается, но я готов учиться, и я не считаю себя безнадёжным!» (Гексли в некоторых случаях не стесняется показаться некомпетентным, особенно перед человеком, который обожает объяснять и поучать, каковым, например, является его дуал Габен.)

Такая лёгкость в признании ошибок объясняется тем, что Гексли, по большому счёту, никогда и ни в чём не считает себя виноватым, но охотно создаёт видимость раскаяния и самокритики, когда считает нужным кому-либо подыграть. Иногда признание собственных ошибок для него – выгодный этический трюк или тактическая уловка.

Скромность не считается в его глазах добродетелью, хотя отсутствие скромности у других резко осуждает. (Средство, помогающее ему притормозить чужую прыть.) И хотя собственную индивидуальность старается проявлять при каждом удобном (и неудобном) случае, к любому проявлению индивидуальности у других относится критически. В сфере любой деятельности для себя всегда отмечает, кто ему конкурент, а кто – нет. Тех, в ком не видит соперника, и чьего расположения предполагает добиться, умеет подбодрить, поддержать, воодушевить. Но обязательно найдёт способ «подрубить крылья» всякому, кто хоть в чём-то может встать на его пути.

Умеет обратить внимание окружающих даже на самое незначительное своё достижение, умеет придать ему вес и значимость, а при необходимости умеет «раздуть» его в большу́ю победу. (Качество, благодаря которому Гексли способен прекрасно утвердиться на новом месте или укрепить свой пошатнувшийся профессиональный авторитет.)

Любит поучать неудачников. Часто ставит в пример чужие успехи и достижения. Умеет и любит навязывать свои установки и ориентировать на свои ценности. Любое проявление равнодушия к славе, к карьере, успехам и достижениям других, любое нежелание включаться в соревнование или состязание осуждает, поскольку воспринимает как признак слабости, легкомыслия. (Иногда считает это проявлением индивидуализма: «Всем это нужно, а тебе почему-то нет!»)

Ничего лишнего Гексли стараются о себе не рассказывать, по крайней мере, в широком кругу или малознакомым людям – опасаются, что эта информация может быть использована ими во вред. Если кто-нибудь из близких сболтнёт про них лишнее, всегда это осуждают. Правда, сами чужие секреты хранить не умеют, особенно, если их заранее об этом не попросить. Иногда, как бы не задумываясь, сболтнут что-нибудь компрометирующее.

Гексли любит создавать щекотливые ситуации (ведь ему так интересно их наблюдать!). И уж с самым невинным видом может поставить кого-то в неловкое положение, недоумевая при этом, почему на него обижаются. (Ведь для Гексли это – не более, чем игра; казалось бы, нет такой неловкости, из которой они не могли бы легко выйти.)

И тем не менее, Гексли стараются ни при каких обстоятельствах не подставлять себя под возможные неприятности и по этой причине не любят никого прикрывать. Опасаются брать на себя лишнюю ответственность. Поэтому преспокойно могут отказаться от всех своих прежних обещаний, если это обязывает их к каким-то затруднительным или рискованным поступкам.

Обожают водить дружбу со знаменитостями или хотя бы с членами их семьи. Не упускают случая рассказать о своих блистательных (или влиятельных) «друзьях». Непременные участники и завсегдатаи самых популярных тусовок. Всегда в поисках чего-нибудь новенького и интересненького.

Интересы Гексли обширны и разнообразны, но весьма поверхностны и нестабильны. Всё новое и неизведанное привлекает его, увы, ненадолго. Гексли быстро увлекается и быстро охладевает. Его интерес к новым знакомствам и новым отношениям столь же поверхностен и непродолжителен. Как ребёнок, разбирающий новую игрушку, заглядывает в её устройство, а затем теряет к ней интерес – так и Гексли торопится разобраться в сути каждого человека: поверхностно, глубоко ли – не важно, как только цель достигнута и любопытство удовлетворено, Гексли перестаёт им интересоваться, и судьба дальнейших с ним отношений ему совершенно безразлична. (Гексли часто хвастается тем, что кого-то «послал», кому-то отказал, кого-то выгнал, кого-то «продинамил».)

Гексли умеет быстро оценить людей соответственно их возможностям и способностям. Всегда знает, от кого чего ожидать, кого для чего использовать. Обладает способностью увидеть в каждом человеке его наиболее уязвимую точку, его «ахиллесову пяту». Великолепно умеет играть на слабостях других и пользуется этой способностью для достижения своих целей, выстраивая собственный механизм отношений, который и будет рассмотрен в следующем разделе.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Этика отношений

Характерная черта этики отношений Гексли – умение приспосабливаться к собеседнику, умение «настроиться на его волну» – качество, помогающее ему добиться расположения практически любого, даже самого некоммуникабельного человека, позволяющее «заглянуть в душу» настолько глубоко, насколько это нужно для удовлетворения его собственного интереса.

Гексли наделён свойством «подбирать отмычки» к каждому человеку и к каждой душе́, даже самой закрытой и загадочной. И для этого у него есть масса средств и способов:

  • Способность бурно восхищаться и очаровываться каждым заинтересовавшим его человеком. Узнавать всё о его привычках, интересах, увлечениях и с готовностью перенимать его стиль поведения и образ жизни.
  • Способность соглашаться с мнением большинства (и «старшинства»), приспосабливать к различным обстоятельствам и веяниям свою точку зрения.
  • Умение увидеть в каждом человеке степень его уверенности и неуверенности в себе – качество, позволяющее ему великолепно манипулировать людьми, играть на их амбициях и комплексах.
  • Умение предложить свои услуги и умение навязать их, заинтересовать человека своими возможностями, влиянием и связями. (Хотя на самом деле, Гексли никого к своим связям и близко не подпустит – очень боится, что кто-то другой перехватит его счастливый случай, его «выигрышный билет».)

И всё же было бы ошибкой представлять Гексли этаким коварным интриганом, ловко использующим свои способности в корыстных целях. Такая форма отношений всего лишь реализует его программу и обеспечивает успех задуманному им мероприятию.

Может ли Гексли предложить свою помощь просто так, из добрых побуждений? Может! И очень часто это делает. Причём предложение его помощи нужно понимать именно как демонстрацию симпатий и доброжелательности к человеку, как выражение сочувствия к его проблемам. Но реальную помощь Гексли оказывать не спешит. Более того, он уже начинает нервничать, когда человек ещё только соглашается принять его предложение. В этом случае Гексли сразу же пугается взятого на себя обязательства, он начинает задумываться о трудностях, с которыми оно будет сопряжено, начинает опасаться излишнего расхода времени и сил, он уже не рад, что предложил свою помощь и, в свою очередь, обижается на человека за то, что тот так буквально понял его предложение. Теперь ему уже начинает казаться, что этот посторонний человек от него слишком многого хочет. Стараясь как-то исправить создавшуюся неловкость, Гексли часто ставит дистанцию между собой и этим человеком: напускает на себя высокомерный вид, чем особенно подчёркивает ценность будущей услуги и даёт тем самым понять, что за эту услугу ему будут слишком обязаны – короче, ведёт себя с таким расчётом, чтобы человеку стало неудобно пользоваться его предложением, и чтобы он либо отказался от своей просьбы, либо никогда больше о ней не напоминал. Гексли же со своей стороны не забывает о предложенной услуге и выполняет её при первом же удобном случае, то есть тогда, когда ему удаётся подгадать для этого подходящий момент, когда ему это не сто́ит ни малейшего труда и как бы получается само собой.

Ещё одно характерное для представителей этого типа этическое свойство: Гексли непревзойдённый мастер «крутить динамо», причём, опять же, никакого преднамеренного коварства в этом не следует усматривать – это не более, чем способ отрегулировать психологическую дистанцию в формируемых им отношениях с целью вызвать к себе стабильный интерес со стороны партнёра и испытать глубину его чувств. Причём необходимость такого этического подхода определяется тем, что Гексли сориентирован на такого дуала, как Габен, зачастую слишком быстро переводящего отношения из области этической в область чувственных удовольствий, удовлетворив которые, он довольно быстро теряет интерес к партнёру. Поэтому такая тактика нужна в первую очередь именно Габену, поскольку постоянно подпитывает его интерес и стабилизирует его отношения. (В противном случае, Габен вообще рискует остаться без партнёра. Только проницательный и дальновидный Гексли способен составить ему во всех отношениях достойную пару.)

Не следует усматривать злого умысла в поведении Гексли ещё и потому, что изначальная доброжелательность входит в систему его этических ценностей (как, впрочем, и всех представителей 4-й квадры). Гексли знакомится с человеком, общается и поддерживает отношения с ним постольку, поскольку этот человек ему интересен и привлекателен. Проблемы начинаются тогда, когда Гексли теряет интерес к своему партнёру, что иногда происходит почти в самом начале его взаимоотношений. Спрашивается, как же должен выйти из щекотливой ситуации дальновидный и предусмотрительный Гексли, стремящийся за версту обходить всякие скандалы, не желающий наживать себе врагов и навлекать на себя чей-то гнев?

Первая и единственная цель, которую он сразу же себе ставит, – всеми возможными средствами смягчить создавшуюся неловкость, замять её. Любым способом успокоить человека, развеять его подозрения, наобещать ему всё, что только придёт в голову, и постараться убедить его в самых лучших своих намерениях. Любым путём избежать ссоры и отложить выяснение отношений на неопределённый срок, надеясь, что впоследствии необходимость в разборке отпадёт сама собой, или будущее внесёт в эту ситуацию свои коррективы. (Стремление Гексли смягчить эмоциональное напряжение подсознательно связано с ориентацией на слабую и уязвимую эмоциональность его дуала Габена. Именно поэтому он обычно старается не доводить отношения до откровенных раздоров и конфликтов.)

Но на этом ситуация не исчерпывается – отсутствие интереса к партнёру у Гексли тоже непостоянно. Поэтому он никогда и никому не позволяет исчезнуть насовсем. Независимо от того, на какую бы далёкую дистанцию отбросил Гексли своего партнёра, он всегда найдёт повод напомнить о себе и возобновить отношения в той форме, в какой именно ему это удобнее всего. Для него это ещё один способ отрегулировать дистанцию. (Аналогичным способом «регулирует дистанцию» и Габен – ему это необходимо для того, чтобы сбалансировать эмоциональный напор своего партнёра.)

Гексли старается ни при каких обстоятельствах не оставаться в одиночестве (одинокий человек выглядит неудачником, а это отталкивает от него всех окружающих, и, соответственно, лишает шансов на успех). В силу этих причин, а также ввиду своей исключительной коммуникабельности, Гексли предпочитает иметь запасные варианты партнёров для любой формы отношений. («Запасные варианты» партнёров в этической игре Гексли с его дуалом Габеном выполняют функцию «отвлекающего манёвра»: Габену неудобен партнёр, целиком и полностью зацикливающийся на нём. Такая форма отношений ему кажется слишком обременительной, в то время как отношения с «запасным вариантом» его, с одной стороны, несколько успокаивают, а с другой стороны, усыпляют его бдительность, чем и подготавливают его для новых этических уловок Гексли.)

По той же причине Гексли иногда создаёт миф о «запасном варианте», создаёт «призрак соперника». Например, любит знакомить своих «поклонников» друг с другом («сталкивать их лбами»), придя на свидание к одному, рассказывать про свои чувства и отношение к другому. Зачем? Затем, что, опять же, запрограммирован на взаимоотношения с Габеном, которого именно такая этическая «игра» приятно тонизирует, интригует и возбуждает, который к вопросам этики отношений иногда подходит ещё и с таким рассуждением: «Если у этой женщины никого нет – значит, она никому не нужна, а раз так, зачем она мне?»

И ещё один повод, заставляющий Гексли заводить одновременно несколько поклонников, – при любых обстоятельствах Гексли старается не сосредотачивать всё своё внимание на одном партнёре (вспомним, Габен не любит, чтобы на нём зацикливались). Поэтому Гексли заводит несколько партнёров, чтобы каждый из них чувствовал себя немного обделённым. Если, к примеру, Гексли удалось завести только одного партнёра, остальные придумываются, потому что его реальный партнёр, опять же, должен чувствовать некоторый недостаток внимания.

Представители этого типа часто производят впечатление крайне легкомысленных и непостоянных в своих привязанностях людей, провоцирующих сближение отношений, но в последний момент старающихся избежать физической близости. Такая непоследовательность тоже объяснима: Гексли не задаёт чёткую дистанцию своим отношениям – он как бы одновременно и близок, и далёк, создавая таким образом некоторую неопределённость и недосказанность в отношениях. Такая форма поведения создаёт удобный психологический режим его дуалу Габену, который не переносит жёстких, ограниченных заданной дистанцией отношений.

Кроме того, Гексли обожают рискованные приключения, любят усложнять этическую ситуацию до предела и выходить из неё самым неожиданным образом. Зачем им это нужно? Это одно из требований их программной функции, их интуитивной программы – поиск границ собственных этических возможностей, а также расширение этих границ. И это то, чем Гексли занимаются постоянно в любой этической (и не только этической) ситуации.

Чем же объясняется стремление Гексли в некоторых случаях избегать физической близости? Опять же, подсознательной ориентацией на Габена, довольно быстро пресыщающегося неумеренными чувственными отношениями (а, как известно, состояние пресыщенности вызывает у Габена неприятные ощущения, которых он стремится всячески избегать). Кроме того, Гексли – интуит, дальновидный и предусмотрительный. Поэтому перспективное развитие отношений в нужном направлении для него важнее удовлетворения своих сегодняшних потребностей в ощущениях и чувствах.

Отсюда и некоторые стереотипы его поведения: «Женщина должна быть загадочной и недоступной. Если она слишком быстро уступит мужчине, он потеряет к ней всякий интерес, и она снова останется одна» (а этого женщина-Гексли всегда боится).

Этика отношений Гексли в любом случае и при любых обстоятельствах в первую очередь выполняет одно из основных требований его интуитивной программы – поиск новых лучших и перспективных возможностей, для чего ему очень важно не оставаться в одиночестве и не обрубать уже завязавшиеся контакты и отношения, а использовать их для поисков других вариантов и новых возможностей. Это ещё одна причина, по которой Гексли старается не доводить отношения до окончательного разрыва, а оставаться со своими бывшими партнёрами в «товарищеских» отношениях: обращаются к ним за помощью, если таковая потребуется; в момент осложнения отношений с очередным партнёром – выплакиваются им в «жилетку»; привлекают их к решению своих текущих проблем; пользуются их связями, общаются с их друзьями и знакомыми. (Одного из представителей этого типа спросили: мог бы он отдать жизнь за ночь, проведённую с любимой женщиной? – «Нет, не мог бы», – ответил он, – «потому, что тогда бы я изменил своему главному принципу: оставаться с бывшими возлюбленными в дружеских отношениях. А какой же я буду друг, если я умру?»)

Гексли не исключают дружбы между мужчиной и женщиной. Предложение своей «дружбы» для Гексли, на самом деле, – очень тонкая и расчётливая «этическая игра», суть которой заключается, опять же, в том, чтобы установить нужную психологическую дистанцию с партнёром. Под «дружбой» Гексли обычно подразумевают определённые этические перспективы, подавая в то же время намёк на многообещающие и далеко идущие отношения. Такая этическая игра, как, впрочем, и вся этика Гексли, строится в подсознательном расчёте на слабую и уязвимую этику его дуала Габена, которого любая открытая и прямолинейная форма отношений пугает и отталкивает.

Именно та «этическая паутина», которую плетёт Гексли, представляется Габену наиболее привлекательной, заманчивой, интригующей и, в то же время, ни к чему не обязывающей формой отношений. (А то, что в эту «паутину» попадают представители других психологических типов, Гексли, конечно же, никоим образом не виноват.)

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Волевая сенсорика

Представители этого типа обожают развивать у себя волевые качества. Часто любят и умеют «показывать характер». Мягкие и уступчивые по натуре, они развивают в себе способность к волевому воздействию и волевой защите, учатся отказывать и отказываться, учатся говорить «нет». (Представители этого типа очень боятся кого-нибудь обидеть своим отказом и тем самым навлечь на себя чей-то гнев – именно по этой причине им намного легче «морочить голову», чем отказать напрямую.) Говорить в категоричном тоне им очень трудно. В резком приказном – также весьма затруднительно.

Любая попытка предъявить настойчивые требования в их интерпретации выглядит откровенным занудством: «Ну сделай то, о чём я тебя прошу! Ну пожалуйста, ну послушайся меня…»

Довольно трудно им сделать над собой волевое усилие. Процесс воспитания силы воли, целеустремлённость, выносливость, физическое развитие – темы, постоянно занимающие их внимание, причём даже несколько демонстративно. Разговоры, касающиеся этих тем, они, как правило, с удовольствием поддерживают. Любят рассказывать о своих достижениях в области физического развития, обмениваться сведениями и рекомендациями о всевозможных развивающих и укрепляющих гимнастиках.

Гексли, нимало не смущаясь присутствием посторонних, могут делать «развивающие и общеукрепляющие» упражнения прямо на рабочем месте, не прекращая производственного процесса. Причём они обожают рекомендовать такой метод физического развития и окружающим: «Если ты работаешь за компьютером, ты должен каждые 15 минут делать гимнастику для глазных мышц…» На возражение по поводу неспособности или нежелания совмещать работу с гимнастикой реагируют крайне обиженно, как если бы они предлагали нечто абсурдное. (Впрочем, некоторые их предложения многими именно так и воспринимаются.)

Гексли обожают вычитывать в журналах рекомендации об эффективном физическом развитии ценой минимальной затраты времени и усилий и восторженно делятся своими познаниями с окружающими.

Любят говорить о выносливости и жизнестойкости (часто приводят в пример себя). С удовольствием поучают искусству отстаивать свои права и настаивать на своём (причём сами в бой с ветряными мельницами предпочитают не ходить). Нельзя сказать, что такое «преподавание» им даётся легко – напротив, требует огромного расхода сил и энергии. Сам Гексли в такую минуту очень напряжён (мысленно он уже воюет). Независимо от того, требует ли данная ситуация отстаивания своих прав или нет, Гексли уже мысленно «проигрывает» её именно в боевом варианте и часто именно на такой её развязке настаивает, хотя по своей природе довольно миролюбив. У представителей этого типа иногда возникает желание испытать свои бойцовские качества, но не в реальной ситуации, а как бы в чуть-чуть игрушечной. Поэтому они иногда неожиданно для себя могут спровоцировать чью-то ссору, могут начать дразнить, могут полушутя ударить, но при столкновении с настоящим задирой они безусловно проигрывают. Поэтому, чувствуя силовой перевес противника, не прочь заручиться поддержкой сильного и влиятельного союзника. (Гексли очень уважает сильных людей, всегда мечтает о сильном и надёжном партнёре.)

Сам Гексли не всегда удачно выступает чьим-либо защитником: если видит, что его «подзащитный» имеет слишком влиятельных противников, постарается выйти из ситуации без ущерба для себя.

При необходимости самому дать отпор чувствует себя неуютно. Защищаясь, суетится, раздражается, демонстративно обижается, ведёт себя очень противоречиво и непредставительно. Любит строить свою защиту, ссылаясь на авторитеты. Всегда обижается, если его советами откровенно пренебрегают, а его собственный авторитет ни в грош не ставят. «Последнее слово» в споре Гексли стараются оставить за собой и очень переживают, если это не удаётся. («Последнее слово» Гексли иногда выглядит откровенно неэтичным – иногда это то, что называется «запрещённый приём» или «удар ниже пояса». Но Гексли это обстоятельство не смущает: главное для него – победить в споре, а какой ценой – не всегда важно.)

Часто напускают на себя надменный и высокомерный вид, не прочь поблефовать, намекая на свои влиятельные связи.

Наличие дипломов, аттестатов, чинов и наград всегда производит на них неотразимое впечатление: «Я думала, он приличный человек – всё-таки имеет высшее образование…»

Любят (но не всегда умеют) брать на себя роль лидера. Готовят себя к экстремальной ситуации, иногда её мысленно про себя проигрывают, но в условиях реальных трудностей долго сохранять хладнокровие и собранность не могут, часто распыляются на показную суету.

Любят демонстрировать свою решительность и физическую силу. Часто с демонстративной готовностью берутся за непосильные нагрузки, но потом довольно быстро находят способ от них избавиться.

Любят ощущать свою силу – это их приятно возбуждает и тонизирует.

Будучи наделёнными властью, склонны ею злоупотреблять. Любят демонстративно командовать. Иногда им нравится разыгрывать роль жестокого и неумолимого человека.

Упрямы. При всей внешней мягкости и доброжелательности, становятся непримиримыми и неуступчивыми там, где что-либо угрожает их интересам.

Очень снисходительны и недостаточно требовательны к себе. Не всегда любят отвечать за свои слова и поступки. Не любят брать на себя лишнюю ответственность – им трудно быть исполнительными и обязательными.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Логика соотношений

Гексли теряет интерес к любому предмету, лишь только его любопытство хотя бы поверхностно удовлетворено. Причём возбудить этот интерес или как-то углубить его уже невозможно – эта тема, по мнению Гексли, уже достаточно им изучена, и он не собирается к ней возвращаться, тем более, что на свете есть так много нового и неизученного. (Гексли очень боятся упустить какие-то новые возможности, поэтому не позволяют себе «застревать» на том, что для них уже «пройденный этап».)

Единственный способ удержать интерес Гексли – это всё время «подогревать» его любопытство: распалять воображение, интриговать, обнадёживать, постоянно что-то недосказывать. Словом, «держать на крючке» (что, собственно, и делает его дуал Габен).

Гексли очень непоследователен в своих поступках и рассуждениях. Причём лично у себя не считает это недостатком – ему так удобно, поэтому он так и поступает, но ему неудобно, когда так поступают другие. Гексли трудно, иногда невозможно собраться с мыслями, его внимание постоянно рассредотачивается. Слушая объяснения, легко схватывает общий, зачастую только поверхностный смысл. Иногда у Гексли возникает непреодолимый интерес к анализу несущественных частностей (причём ему эти частности кажутся сверхзначимыми и необходимыми для глубокого и сиюминутного понимания сути), вследствие чего он уводит объяснение в сторону, а иногда вообще разбивает его, задавая несвоевременные или неуместные вопросы и при этом настойчиво требуя ответа на них. Причём сама постановка вопроса иногда бывает настолько абсурдной и нелепой, что объясняющий даже не всегда знает, как на неё прореагировать.

Интуитивно постигая смысл многих логических понятий и категорий, Гексли часто имеет о них довольно поверхностное представление. Поэтому иногда ставит себя в неловкое положение, высказывая явно абсурдные вещи самым безапелляционным тоном. Причём «нетривиальная» точка зрения Гексли способна поставить в тупик даже самого опытного и квалифицированного преподавателя, тем более, что для представителей этого типа очень характерна способность затевать диспут в самое неподходящее время.

Часто испытывает трудность в объяснении каких-либо элементарных понятий. Но ещё более затрудняется объяснить сложное явление простыми средствами. (Вот пример того, как представитель этого типа объяснял 4-летнему ребёнку природу грома и молнии: «Плывёт облако, допустим, со знаком «плюс», а навстречу ему другое – со знаком «минус», а потом они сталкиваются, и получаются гром и молния».) Иногда Гексли начинает своё объяснение слишком подробно и обстоятельно, но впоследствии сам теряет к нему интерес и продолжает объяснять уже более обобщённо. Часто он запутывается в собственных объяснениях, нервничает и обижается на свою тугодумную аудиторию.

И тем не менее, представители этого типа очень любят «всё объяснять». Например, попав в затруднительное положение, часто говорят: «Я вам сейчас всё объясню!» И начинают объяснять по порядку. «По порядку» – это значит издалека. То есть сначала подробно описываются какие-то побочные и малозначащие обстоятельства («моей племянницы мужа троюродного брата сослуживец»), далее этим побочным «обстоятельствам» даётся «интуитивная» характеристика («во всех отношениях неудачник»). Попытка подвести Гексли к самой сути изложения обычно ни к чему не приводит – он только раздражается, нервничает, просит дать ему высказаться «по порядку», а там начинается всё сначала.

Всегда интересно послушать Гексли, объясняющего месторасположение какого-нибудь объекта. Гексли обычно описывает расположение всех ближайших объектов и относительно их ориентирует: «Справа, в 100 метрах увидишь обувной магазин, но туда не сворачивай – поворачивай налево…» Гексли может и карту нарисовать, но она будет слишком подробной и слишком запутанной.

Очень боятся что-нибудь перепутать, но именно это чаще всего и происходит. Причём путаются они именно в тех вещах, которые им кажутся достаточно лёгкими для понимания и запоминания.

Гексли болезненно воспринимают любое обвинение в нелогичности и непоследовательности. Обижаются, когда критикуют их умственные способности. Многие из них с удовольствием работают на интеллектуальном поприще. Увлекаются философией и сами не прочь порассуждать на отвлечённые темы. Часто высказываются в форме изречений. Некоторые из представителей этого типа любят записывать свои изречения в тетрадь, цитировать их окружающим и публиковать в газете.

Любят высказывать свои рассуждения с самым многозначительным видом: «Если женщина хочет показаться интересной, она должна быть непредсказуемой и непонятной». Гексли любят производить впечатление своими высказываниями, причём им в этом очень помогает их обычный самоуверенный тон. Часто в их рассуждениях присутствует преувеличенная (ложная) многозначительность, способная придать «значимость» самым тривиальным и примитивным по смыслу высказываниям: «В жизни каждой женщины бывает нечто такое, о чём она не может рассказать ни одному мужчине».

Ложная многозначительность у представителей этого типа присутствует не только в интонациях, но и в выражении лица – в «многообещающем» взгляде и «загадочной» улыбке. Но в том-то и проявляется «нелогичность» выражаемых ими эмоций, что ни взгляд, ни улыбка не отражают их истинных намерений и вообще никоим образом с ними не связаны. Гексли великолепно наблюдает и анализирует чужие эмоции, но только не свои собственные. Он может сколько угодно откровенно и призывно смотреть на представителей противоположного пола, но при этом абсолютно не давать себе отчёта в своём поведении (этика эмоций реализуется у него подсознательно). Поэтому для него будет искренней и полной неожиданностью обвинение в том, что своим поведением он даёт повод для ревности.

Один только Габен – его дуал – воспринимает поведение Гексли адекватно. Любой намеренный или «нечаянный» намёк он видит и воспринимает именно в том значении, в каком он подаётся. Никакой нелогичности в поведении Гексли Габен не наблюдает – видит только тонкую и красивую этическую игру. Даже тогда, когда Гексли с очаровательной непосредственностью пытается объяснить всякие премудрости, Габена это только умиляет. Свойственная Гексли путаная манера изложения его приятно расслабляет и успокаивает: он прекрасно понимает, что логический аспект информации Гексли – это всего лишь второстепенный план отношений, главное – этический аспект, который за всем этим стои́т. Поэтому логическую путаницу Гексли Габен воспринимает как своего рода оформление его этической игры.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Сенсорика ощущений

Проявляет живейший интерес к любой информации по этому аспекту. Любые новости культуры, искусства, спорта и здоровья чрезвычайно занимают представителей этого типа.

О здоровье и о спорте говорят много и охотно. Интересуются всевозможными диетами и гимнастиками, причём, ещё не успев попробовать их на себе, активно рекомендуют другим. Советы о здоровье воспринимают внимательнейшим образом и, однажды приняв для себя какую-то рекомендацию, стараются ей неукоснительно следовать. На своё самочувствие обычно не жалуются, но о предпринимаемых профилактических мерах говорят охотно и во всеуслышание.

Со вкусом у представителей этого типа далеко не всё обстоит благополучно, хотя они считают своим долгом внимательно следить за модой и тщательно выполнять все эстетические рекомендации. В вопросах эстетики очень внушаемы. Причём раз внушённое воспринимается ими как аксиома. Поэтому иногда Гексли отличаются некоторой консервативностью вкусов, которая самым неожиданным образом уживается с присущей им оригинальностью.

В одежде стараются придерживаться «собственного стиля», который далеко не всегда бывает удачен. Часто в их облике наблюдается явная нелогичность, как, например, фетровая шляпка и замшевые сапоги в 30-градусную жару. Такое сочетание вполне объяснимо с точки зрения Гексли, поскольку составилось в соответствии с требованием цветовой гаммы выбранного наряда, а то, что при этом испытываются не самые приятные ощущения, не важно – «красота требует жертв».

У представительниц этого типа наблюдаются трудности с использованием косметики: они либо совсем ею не пользуются («естественность – лучшая красота»), либо используют самым невыгодным для себя образом. Также и с окраской волос: могут красивый, естественный цвет поменять на какую-то ярко выраженную химию только потому, что именно это сейчас «носят».

Интерьер в их доме тоже организовывается далеко не лучшим образом – как правило, он перегружен, часто захламлён. Иногда ему присущ этакий «цыганский», аляповатый стиль. Порядок в доме Гексли наводить не любит, часто делает это в силу привычных обязанностей, но внутренней потребности к эстетике и порядку не испытывает (за исключением самодуализированных представителей этого типа).

В изобразительном искусстве также проявляют себя далеко не всегда удачно. Возникают проблемы с ощущением цвета, формы и линии. Часто используют сочетания слишком насыщенных цветов, или наоборот – однообразно тусклых. (Любят использовать те цветовые сочетания, которые, по их мнению, считаются удачными, например, красное-белое-чёрное или фиолетовое-синее-серое.)

В вопросах эстетики, рационального комфорта, в организации удобного, неперегруженного интерьера, в вопросах кулинарии, основанной на полезных диетах, в организации быта, сочетающего разумный режим работы и отдыха – во всех этих вопросах у Гексли есть единственно подходящий советчик – его дуал Габен. Потому что именно на его «программную» сенсорику Гексли подсознательно сориентирован. Мнение других сенсориков ему представляется неубедительным и малоавторитетным.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Деловая логика

Увлекается любой возможностью проявить свою практичность. С интересом относится к практическим рекомендациям в журналах и телепередачах. Прежде чем выбросить вещь, подумает, нельзя ли переделать её во что-нибудь нужное. (Иногда может её подарить кому-нибудь именно с этой целью.)

Частый посетитель «комиссионок» и дешёвых распродаж. Вещь, выставленная по низкой цене, в глазах Гексли становится резко привлекательной, причём в эту минуту он совершенно не думает о её заниженных эстетических качествах, а принимает во внимание только её функциональные свойства (которые, впрочем, не всегда считает нужным проверить).

Таким образом, у «практичного» Гексли иногда скапливается огромное количество дешёвых и малопривлекательных вещей, к которым он почти сразу теряет интерес и настойчиво предлагает их в качестве подарка или «выгодной» покупки своему окружению. Причём Гексли не был бы «практичным» человеком, если бы не проверял, пользуются его подарком или нет. Если не пользуются, следует этот подарок ему вернуть – он будет передарен кому-нибудь другому.

За новую работу берётся с энтузиазмом, но быстро теряет к ней интерес. В работу предпочитает включаться без подготовки. Подготовительный процесс его расхолаживает. Если подготовка к работе сопряжена с какими-то физическими усилиями, уборкой, перестановкой мебели и другими скучными или утомительными делами, начинает суетиться, раздражаться словом, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эту часть работы сделал за него кто-то другой.

Как уже говорилось, представителям этого типа трудно сделать над собой волевое усилие, трудно быть обязательным, трудно работать долгое время на одном месте в условиях жёсткого рабочего графика. Утвердившись на новом месте, Гексли, как правило, обговаривает для себя более выгодные условия работы. Предпочитает гибкий график или ненормированный рабочий день. Вообще, такое понятие, как трудовая дисциплина, очень усложняет его жизнь.

В процессе работы Гексли может (и любит) часто отвлекаться, способен выполнять одновременно самые различные обязанности. И это не кажется ему обременительным.

Радуется случаю изобрести новую методику. Обожает инструктировать «по собственной методике». Причём очень обижается, если его метод вызывает критику или просто отвергается без видимой причины.

В работе старается достичь высокого профессионализма, но только если это не требует слишком больших усилий.

Не любит прорабатывать детали. Любая нудная и кропотливая работа его раздражает. Терпеть не может дорабатывать, переделывать и исправлять уже сделанную работу.

Представители этого типа любят совмещать рабочий процесс со всякими мышечными и дыхательными гимнастиками. Иногда любят петь на рабочем месте, шутить, рассказывать анекдоты. Слишком молчаливое и серьёзное окружение их обычно раздражает.

Гексли трудно долгое время быть внимательным, собранным и сосредоточенным. Уборку рабочего места делают только в силу необходимости. В конце рабочего дня Гексли обычно из последних сил расшвыривает по местам свои рабочие инструменты – и то, если только профессия к этому обязывает.

Столкнувшись с необходимостью сделать какую-либо неприятную или неинтересную работу, Гексли в первую очередь размышляет, кому бы можно было её перепоручить. Для представителей этого типа свойственно запускать и запутывать свои дела таким образом, что они «вырастают» в, казалось бы, совершенно неразрешимую проблему. В этой ситуации Гексли очень выручает его дуал – спокойный и рассудительный Габен, способный с завидным терпением и настойчивостью разобраться в самом сложном и запутанном деле.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Интуиция времени

Гексли постоянно наблюдает, сколько времени требует достижение поставленной им задачи или реализация выбранной им возможности. Любая идея кажется ему бесперспективной, если её реализация требует слишком большого расхода времени. («Полгода здесь работаю, и хоть бы кто меня заметил!») И именно за этим следит его «наблюдательная функция», именно с негативных позиций она подаёт информацию его «программной» интуиции потенциальных возможностей.

Ещё одна область наблюдения Гексли – темпы развития его взаимоотношений с людьми. Он всегда наблюдает за тем, насколько быстро ему удаётся расположить к себе человека. Для Гексли это очень важный показатель. Гексли постоянно следит за тем, чтобы в интересующих его взаимоотношениях дистанция сокращалась именно в том темпе, в каком ему это нужно. Гексли умеет сколько угодно долго создавать иллюзию близких отношений, оставаясь, по сути, на позициях стороннего наблюдателя.

У Гексли есть свои способы регулирования темпов сокращения и увеличения психологической дистанции, как, например: назначить свидание и не прийти на него; заставить партнёра понапрасну себя дожидаться, а затем как ни в чём не бывало позвонить и уверять в своём горячем желании встретиться. Было бы ошибкой объяснять такое поведение обычной для Гексли нелогичностью. И ещё ошибочнее думать, что Гексли игнорирует фактор времени – этого вообще не может быть, поскольку Гексли – интуит, и фактор времени входит в систему его ценностей. Поэтому в его поведении можно усматривать именно глубокий интуитивно-этический смысл – намерение охладить распалённые чувства партнёра, затем подогреть их, если они поостыли, и так «охлаждать» и «подогревать» их до тех пор, пока не отрегулируется определённая, удобная ему дистанция взаимоотношений.

Во взаимоотношениях с его дуалом Габеном этот метод оказывает решающее позитивное действие, поскольку Габен сокращает дистанцию примерно аналогичным способом – с самым невозмутимым видом чередует сближение и отдаление. Поэтому в результате такого своеобразного взаимодействия друг с другом оба партнёра довольно быстро убеждаются в том, что во всех отношениях они друг друга достойны, после чего можно считать их дуализацию на первом этапе завершённой.

Отношение к расходу времени у Гексли зависит от отношения к субъекту, это время расходующему. Если Гексли дорожит отношениями с человеком, он дорожит и его временем.

Как правило, не любит ограничивать себя во времени, особенно, если оно расходуется на удовлетворение его собственных интересов и удовольствий. Например, если ему захотелось пообщаться именно тогда, когда интересующий его человек стеснён временем, о чём ему недвусмысленно намекается, это обстоятельство нисколько его не смутит, и общение будет продолжаться до тех пор, пока у Гексли не иссякнет интерес к собеседнику. Другое дело, когда он сам куда-нибудь торопится, особенно, если это важная встреча – в этом случае он нервничает, неоднократно напоминает о том, что скоро должен уйти, – словом, приятного общения не получается.

Не любит, когда его заставляют ждать, но не видит большой беды в том, чтобы заставить ждать других. Обычная ситуация: собравшиеся друзья ждут его за накрытым столом, а Гексли в этот момент звонит по телефону и сообщает, что вот он сейчас уже выходит.

Обычно Гексли всегда планирует выйти вовремя, но в последнюю минуту обычно возникают различные обстоятельства, требующие от него непредвиденного расхода времени. (Бывает и такая, очень характерная ситуация: студентка-Гексли приходит на лекцию с получасовым опозданием и через 15 минут просит разрешения уйти домой, поскольку, как ей кажется, она оставила на невыключенной плите чайник.)

Гексли не всегда отдаёт себе отчёт о расходе собственного времени. Ему легче контролировать время, расходуемое не самым интересным и не самым приятным для себя образом. О продуктивности израсходованного времени вспоминает редко и только тогда, когда отмечает для себя какие-то свои достижения: «Я сегодня за 6 часов работы выполнил полторы нормы!»

Старается не ставить себе далёких целей и не строить далеко идущих планов. Его собственные планы меняются в зависимости от обстоятельств, но их переменчивость и непоследовательность, как уже говорилось, его мало смущает.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Этика эмоций

Поскольку Гексли подсознательно сориентирован на болезненно восприимчивого к эмоциональному воздействию Габена, он выражает свои эмоции в той форме, в какой всего удобнее воспринимать их его дуалу, то есть как бы понарошку, как бы полусерьёзно и слегка театрально. Причём такой характер эмоций у Гексли выражается именно подсознательно – обстоятельство, особенно мешающее представителям других психологических типов воспринимать чувства Гексли в той мере, в какой они значимы для него самого.

У всех, кроме Габена, создаётся впечатление, что эмоции Гексли неадекватны ситуации, на которую он реагирует. Многим он кажется притворщиком, кривлякой, подхалимом – кем угодно, только не самим собой. То, что Гексли как бы демонстрирует свои эмоции, – это всем видно и всем понятно. Видно, что он как бы выносит их на обозрение, видно, что всегда наблюдает за производимым впечатлением. Но трудно себе представить, что всё это он делает неосознанно. И в то же время именно это и происходит. У Гексли есть как бы подсознательный регулятор эмоций, который выносит их на определённый угол выражения, то есть выражает как бы с искажением. Выражение глаз часто не совпадает с выражением остальной части лица: взгляд получается либо заискивающий, либо ускользающий, либо нарочито равнодушный; улыбка часто многообещающая, двусмысленная.

Часто создаётся впечатление, что Гексли не столько реагирует на собеседника, сколько именно «подыгрывает» ему. Старается попасть в тон создавшемуся настроению или старается создать видимость каких-то переживаний, чувств и настроений.

Знакомясь с новым человеком, Гексли демонстративно выражает своё восхищение и очарование им. Особенно это заметно у журналистов-Гексли, интервьюирующих кого-нибудь из популярных актёров или знаменитостей: Гексли не только с восторженным обожанием смотрит собеседнику в глаза (общаясь, Гексли постоянно заглядывает в глаза, создавая тем самым ощущение особой интимности общения – «близкий контакт»), но и, что характерно, иногда часто повторяет губами движение его губ, как бы дублируя его слова.

Иногда Гексли реагирует так, как ему кажется необходимым отреагировать в данной ситуации, что особенно характерно для демонстративно выражаемых эмоций (которые, в свою очередь, всегда являются следствием проблематичной логики). То есть эмоции выражаются как бы по написанному сценарию, и Гексли вроде как сам себе и сценарист и режиссёр.

Гексли реагирует всерьёз только в случае самых крайних переживаний, причём может сам себя «накрутить» и довести до истерики (опять же, исходя из каких-то своих, логических стереотипов).

Какова бы ни была ситуация, создаётся впечатление, что Гексли как будто отмеривает необходимое количество эмоций, для того чтобы воздействовать нужным образом; как будто у него стои́т какой-то подсознательный «счётчик», координирующий его эмоции относительно эмоций его партнёра. (И это действительно так – в противном случае беспроблемные отношения с его дуалом Габеном для Гексли были бы просто невозможны.)

В восприятии отрицательных эмоций Гексли всегда болезненно раним – если его откровенно обидеть, он будет искренне страдать, хотя может совершенно противоположным образом на это прореагировать. Но в плане выражения эмоций Гексли выбирает в первую очередь самые деликатные и тактичные средства эмоционального воздействия, поскольку подсознательно сориентирован на «труднопробиваемого» Габена, отгораживающегося от всякого рода отрицательных эмоций непроницаемой бронёй. (Воздействие в другом эмоциональном режиме Габеном либо вообще не воспринимается, либо требует от его партнёра непомерной затраты сил и энергии, что обычно приводит психологически несовместимых с ним партнёров к физическому и эмоциональному перенапряжению.) Только эмоциональный режим Гексли оптимален для Габена и всегда адекватно им воспринимается.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Гексли устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения активации
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения ревизии (Гексли – ревизуемый)
Гуманист Фёдор Достоевский Зеркальные отношения
Инспектор Максим Горький Конфликтные отношения
Искатель Дон Кихот Родственные отношения
Критик Оноре де Бальзак Миражные отношения
Лирик Сергей Есенин Отношения полной противоположности
Маршал Георгий Жуков Отношения суперэго
Мастер Жан Габен Дуальные отношения, или Полное дополнение
Наставник Гамлет Квазитождественные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Деловые отношения
Посредник Александр Дюма Отношения полудополнения
Предприниматель Джек Лондон Отношения социального заказа (Гексли – заказчик)
Советчик Томас Гексли Тождественные отношения
Хранитель Теодор Драйзер Отношения ревизии (Гексли – ревизор)
Энтузиаст Виктор Гюго Отношения социального заказа (Гексли – приёмник)
Загрузка…