Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Этико-сенсорный интроверт (хранитель) Теодор Драйзер

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) – это один из соционических типов, также известный как «хранитель». Типичным представителем такого типа является Теодор Драйзер. Его дуал – логико-интуитивный экстраверт (предприниматель) Джек Лондон.

Описание психотипа по Вайсбанду

Легко входит в доверие людей. Вежлив, тактичен, имеет тонкий эстетический вкус и умеет его использовать (Тургенев, Фитцджеральд). Безошибочно знает, кто кого любит, кто кого не любит, кто чего хочет, кто на кого влияет и почему. Моралист. Часто отличается резкостью оценок (Макиавелли). Отлично помнит и добро, и зло, считает необходимым за них отплатить. Очень ценит дружбу и не прощает предательства. В любви до брака проявляет непостоянство, так как не считает возможным продлевать исчерпавшие себя отношения. Не любит тех, кто сам не может любить. Отношения регулирует не столько словами, сколько тоном и выразительным взглядом. Не демонстрирует эмоций, поэтому кажется холодным. На собеседника не смотрит, как бы для того, чтобы не испепелить его. Сложная этическая ситуация его вдохновляет.

В новой компании это, обычно, тихий, скромный человек. Следит и слушает, чтобы понять, можно ли склонить присутствующих к себе, к своему идеалу межчеловеческих отношений. Если нельзя – продолжает молчать или даже уходит. Среди своих – активен, разговорчив. А свои – это те, кто принял его этические нормы. Эмоции подчиняет эмоциям других. Среди весёлых – весел, среди злых – зол.

Враг должен завидовать. Гнева и ненависти никогда не покажет, будет подчёркнуто вежлив и самодоволен. Только хороший друг может видеть его растрёпанным и недостаточно подтянутым. Всегда «застёгнут на все пуговицы», внутренне мобилизован. Предельно нетерпим к неопрятности, беспорядку.

Сексуальные свободы – не для него. Хранит верность супругу не ради него, а ради самоуважения. Женщине-Драйзеру невыносима мысль, что где-то есть мужчина, который «имел» её. Ему неприятно, когда кто-то копается в его способностях, потенциальных возможностях или хвастает собственными способностями на фоне других.

Живёт лишь сегодняшним днём и не любит ждать. Предпочитает работы, которые можно быстро сделать и полюбоваться результатом. Ему кажется, что он постоянно опаздывает; другие же считают его пунктуальным. Необходимость сделать что-то к определённому сроку его нервирует. Поэтому его дуал Джек Лондон, купив за неделю билеты в театр, не скажет об этом до последнего дня.

Любит не словом, а делом, но не склонен придумывать эти «дела» сам и с удовольствием во всей повседневной конкретности поддаётся воле партнёра. В любое время бросает одно дело и начинает другое, если партнёру этого захочется. Может принести себя в жертву, чтобы послужить обществу. Например, может взять на себя всю ношу быта, если партнёр занят социально значимым делом.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Первой функцией является интратимная этика, что делает этот тип непримиримым борцом за нравственность, порядочность.

Творческая функция – экстравертная сенсорика – делает этот тип очень волевой и самостоятельной личностью. На любое отклонение от общепринятого этического порядка реагирует гипертрофированно жёстко и непримиримо. Неуступчив, упрям.

Интратимная логика на третьем месте побуждает этот тип в своей критичности казаться холодным, логично-бесстрастным.

Экстратимная интуиция является болевой точкой. Тяжело переносит обсуждение своих собственных способностей и перспектив. Не прощает избыточной, на его взгляд, демонстрации чьих-либо достоинств.

Внушаем по экстратимной логике. С благодарностью принимает советы, касающиеся деловой активности, полезности идеи или предприятия, их практической значимости. На деле нуждается в обеспечении интратимной интуиции. Кто-то должен помогать ориентироваться во времени и прогнозировать «светлое будущее». С трудом переносит ожидание.

Седьмая функция – экстратимная этика – заставляет проявлять резко и открыто отрицательные эмоции в ситуациях, связанных с нарушением кем-либо этических норм.

Восьмая функция – интровертная сенсорика – делает этот тип весьма тактичным в вопросах, связанных с обсуждением физических особенностей человека.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Этика отношений

Программа Драйзера ставит своей задачей в первую очередь выявить существующие негативные этические тенденции и бороться сними до полного их искоренения. В силу этих причин для Драйзера приемлемы только те отношения, в которых он видит для себя и для общества наименьшую вероятность неприятностей.

Возможно, поэтому все «драйзеровские» заповеди так категоричны и включают в первую очередь именно то, чего человеку делать нельзя.

Чаще всего взаимоотношения с людьми у Драйзера строятся на 2 заповедях: «не делай другим того, чего не желаешь себе» и «око за око, зуб за зуб». То есть, если человек не сделал тебе ничего плохого, ты не имеешь права к нему плохо относиться, но если ты в нём предполагаешь способность совершить дурной поступок, твоё право ему не доверять, и, более того, твоя обязанность – предостеречь других. Если не понимать этой мотивации, может сложиться мнение о Драйзере, как о сплетнике, обожающем «перемывать косточки» другим. Хотя именно представители этого типа при их врождённом понимании, что такое «хорошо», а что – «плохо», а также при их комплексе «ожидания неприятных последствий» терпеть не могут сплетничать ни о других, ни о себе, считая злословие делом недостойным и опасным, но предостережение – это их святое право и обязанность, и они всегда готовы и умеют его отстоять.

Иногда, по причине слабой интуиции и логики, Драйзер сам страдает от ограниченности собственной этической программы. Например, если ему сказать: «Я ведь тебе ничего плохого не сделал, почему ты мне не доверяешь?» – тогда он начинает осознавать, что его поведение противоречит его собственным принципам. То есть он «наказывает» человека ещё до проступка и, осознав это, Драйзер поступает очень непредусмотрительно – позволяет себе быть откровенным с человеком, который у него доверия не вызывает (что, как правило, оборачивается для него крупными неприятностями).

К счастью для себя, представители этого типа довольно рано начинают понимать своё природное преимущество (и никому не позволяют его оспаривать) – умение видеть в человеке предрасположенность к дурным поступкам, умение видеть этический потенциал окружающих людей.

Драйзер – великолепный физиономист, исключительно наблюдательный, способный по едва уловимым, только ему одному заметным признакам составить очень точное представление о характере человека и мотивах его поведения.

Каждого человека, впервые оказавшегося в поле его зрения, Драйзер как бы «препарирует» своим пронизывающим, «рентгеновским» взглядом, под которым мало кто чувствует себя уютно. Самое точное представление об «этичности» человека, о мотивах его поведения складывается у Драйзера именно по первому впечатлению.

В сложившемся негативном мнении он, как правило, не ошибается, а если и соглашается отказаться от первоначального впечатления, то только для того, чтобы лишний раз себя перепроверить. (Наделив его этим ценным качеством, природа как бы извинилась за то, что так обделила интуицией и логикой.)

Пользуясь этим своим природным щитом, Драйзер строит отношения с людьми очень осторожно, даже настороженно. Его раздражает, когда этому его свойству противопоставляют альтернативу «изначального дружелюбия ко всем без исключения». Такая установка его сбивает с толку, поскольку не противоречит его этическим принципам, но вместе с тем является для него опасной, так как заставляет забыть о своих сильных качествах и подставить под удар слабые.

Драйзер часто производит впечатление человека замкнутого и некоммуникабельного. Действительно, он лучше себя чувствует в привычном и проверенном окружении. И только подчиняясь обстоятельствам, буквально заставляет себя расширить круг своих знакомств.

Драйзер всегда знает, как к нему относятся, всегда чувствует отношение к себе. Всегда чувствует ложь, фальшь и лицемерие, и по отношению к себе, и по отношению к другим.

Со свойственным ему максимализмом, в котором находят отражение все его непоколебимые этические принципы, Драйзер предпочитает поддерживать отношения только с теми людьми, которые полностью соответствует его нравственным критериям. И даже если создаётся впечатление, что он предъявляет своему окружению слишком завышенные требования, Драйзер не способен снизить их, как бы его об этом не просили.

Не видит и не представляет себя вне системы собственных моральных ценностей. Совет «будь ты проще» – не для него. Ситуация «любовного треугольника» для него абсолютно неприемлема. Сама мысль о неверности своему супругу кажется ему кощунственной – он и сам не допустит неверности по отношению к себе и не позволит себе отбить партнёра у другого.

Понятие «сексуальных свобод» допускает только как область эротических фантазий (и то не для себя). Но в реальной жизни ни для себя, ни для своего партнёра этого не позволит – слишком горд, чтобы делить его ещё с кем-то.

В отношениях очень последователен, принципиален. Максималист. Любви, дружбе отдаётся полностью. Отдаёт всё, что имеет, и даже то, чего не имеет (может взять ссуду, чтобы оплатить долги своего друга).

На искренний интерес к себе трогательно отзывчив. И это понятно: ведь на его «рентгеновский» взгляд окружающие реагируют, в основном, негативным отношением, которое он всегда очень остро чувствует и к которому привыкает как к чему-то постоянному в своей жизни. Поэтому на искреннее расположение к себе считает своим долгом ответить взаимностью. Но если замечает, что кто-либо злоупотребляет его расположением, без сожаления расстаётся с таким человеком. Драйзер долго помнит зло и старается порвать все отношения с тем, кто хоть когда-то причинил ему неприятности. Иногда он может поддерживать видимость общения, хотя на самом деле для него этого человека уже не существует.

В постоянном стремлении «искоренить всё зло на земле» (которое в условиях психологического дискомфорта концентрируется именно на ближайшем окружении), Драйзер бывает слишком скор на «этическую расправу». Он, как никто, умеет при первом же подозрении «припереть к стенке» своего «обвиняемого», не оставляя ему ни малейшего шанса оправдаться (а заодно и себя, лишая возможности развивать отношения позитивно).

Драйзер обожает «выяснять отношения» (опять же, следствие слабой интуиции) – в случае психологического дискомфорта или затяжного кризиса отношений он может специально спровоцировать ссору, чтобы получить дополнительные данные для подкрепления собственных наблюдений и для полной уверенности, что к нему относятся именно так, как он это чувствует.

Недоверчивый по своей природе, он трудно «очаровывается»: как бы он ни любил, как бы ни был привязан, никогда не закрывает глаза на недостатки человека – ведь это возможный источник будущих неприятностей.

Драйзер вообще мало кому симпатизирует (слишком много видит). Бывает довольно трудно добиться его доверия, вызвать на откровенность. (Хотя он и выбалтывает много лишнего незаметно для себя, поскольку, как все сенсорики, незаметно для себя высказывается предельно конкретно.) Но даже намеренно позволяя себе довериться кому-либо, Драйзер никогда не исключает возможности, что его откровением злоупотребят: во-первых, он понимает, что взаимная откровенность – непременное условие (или обязанность) дружеских отношений; во-вторых, боится обидеть человека недоверием; в-третьих, иногда чувствует себя достаточно сильным и способным выстоять в любой, этически сложной ситуации (на тот случай, если его «секреты» станут известны окружающим).

Негативным мнением о себе Драйзер принципиально не желает интересоваться, поскольку всегда безошибочно знает, кто и как к нему относится. Кроме того, не предполагает за собой плохих поступков, поскольку во всём следует своей первой «программной» этической заповеди. По этой же причине старается игнорировать сплетни – этот «этический мусор», который не заслуживает его внимания. Крайне раздражается, когда вынужден выслушивать негативное мнение о себе: «Нет, ты послушай, что о тебе говорят!..» – считает это жестокостью, глупостью и прямым насилием над собой («Да мало ли кто злословит!»).

Ещё ужаснее для него ситуация, в которой ему инкриминируются какие-то мифические проступки, и в которой он вынужден оправдываться (не дай бог ещё публично!) непонятно в каких грехах, – такое для Драйзера совершенно невыносимо и приводит в крайнее раздражение.

В бытовом общении Драйзер старается держать далёкую психологическую дистанцию почти со всем своим окружением. Стараясь избегать неприятного общества, он может изолировать себя от «враждебного» окружающего мира, время от времени добровольно запирая себя «в монастырь» (иногда даже на долгие годы – пример Брижит Бардо).

Драйзер предпочитает общаться только с узким кругом своих близких, проверенных друзей. Но это касается только его личного общения, его личных симпатий и предпочтений. «Чужие» – это те, кто не вызывает у него доверия, и в чьём обществе он испытывает психологический дискомфорт. В силу слабой интуиции возможностей и определённой ограниченности жизненного опыта Драйзеру иногда свойственно делить людей на «своих» и «чужих» по этническому или ментальному признаку, но тем страшнее и больнее для него разочарование, когда он в «своих» кругах встречает «чужих» людей, которые относятся к нему враждебно и злоупотребляют его доверием. В конечном счёте деление на «своих» и «чужих» у Драйзера очень условно и на протяжении всей его жизни претерпевает много изменений.

Драйзер очень не любит, когда его дружбы домогаются насильно. Опасается людей, которые «лезут в душу с отмычкой» (хотя чаще всего именно «на отмычку» и открывается). Не любит, когда пытаются им манипулировать. Не любит, когда у него перехватывают «этическую инициативу». Взаимоотношения между людьми – основная область его интересов и наблюдений, предмет постоянных размышлений и анализа. Именно поэтому он так избирателен в выборе друзей и партнёров. Только его дуал Джек Лондон, подсознательно сориентированный на аналогичные этические ценности, соответствует драйзеровскому представлению о дружбе (да и то не всегда).

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Волевая сенсорика

Драйзер умеет и может подчинять людей системе своих этических и нравственных ценностей, которая составляет весь смысл его существования. Он менее всего склонен оставаться сторонним наблюдателем этических проблем общества. Поэтому активно борется с любыми отклонениями от нравственных и моральных норм, чем и снискал себе славу «воинствующего моралиста».

Представители этого типа считают своим долгом выявлять всё то зло, которое обнаруживается в окружающем их пространстве. Разоблачать общественные пороки, бороться с преступностью, нарушением общественной морали, за всеобщее благоденствие, чистоту нравственных норм, восстановление справедливости, экологию окружающей среды – первейшее его занятие.

Драйзер ненавидит организованное зло и всегда стремится противопоставить ему сплочённое добро («воинственную добродетель»): «…Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое» (Лев Толстой).

Драйзер ненавидит сам принцип организованного насилия. «Как можно объединять зло?! Ведь это чудовищно! Это значит, готовить катастрофу и причинять горе многим людям! Это нужно пресекать, зло должно быть наказано!»

Драйзер ненавидит мафию в любом её проявлении (комиссар Каттани). Никогда ни один из представителей этого типа не будет заниматься мафиозным бизнесом. Сам тип человека-мафиози, который стремится всеми правдами-неправдами пробиться к власти и пользоваться её благами для того, чтобы подчинять своей воле других, вызывает у Драйзера глубочайшую антипатию и раздражение, которое он даже в рамках приличия не в силах сдержать. Драйзер и мафия несовместимы. (Причина, которая убедительно исключает принадлежность Иосифа Кобзона (Драйзера) к какой-либо мафии.)

Драйзеру свойственна высокая требовательность и к себе, и к окружающим во всех аспектах его жизни: в дружбе, в любви, в деловых отношениях, в работе – во всём равные, часто завышенные, требования и к себе, и к другим.

Ответственность за свои слова, поступки, за проявленные чувства, за данные обещания, за «тех, кого ты приручил», за качество выполняемой работы. Ответственность перед коллективом, коллегами, родственниками и семьёй… Но самая больша́я ответственность – перед самим собой.

Для Драйзера характерна исключительная работоспособность и педантичная исполнительность. (Драйзер отдаёт работе максимум усилий, и если от него потребовать ещё большей отдачи, это быстро приводит к перенапряжению и нервному срыву, что резко ухудшит и качество работы, и отношения с начальством.)

Побудительные мотивы всех его усилий диктуются именно этическим аспектом и выражаются лозунгом «делай для других так, как ты хочешь, чтобы сделали для тебя».

Драйзер не любит привлекать посторонних к решению своих проблем – предпочитает справляться собственными силами, чего бы это ему ни стоило. А также не симпатизирует тем, кто обычно решает свои проблемы за чужой счёт. Навязывание другим своих проблем считает неэтичным и бестактным. В его понимании это – неуважение к чужому свободному времени, к праву человека на досуг. По той же причине старается никому не навязывать своего общества, даже самым близким друзьям, даже если ему очень одиноко.

Обязательный. Если в силу объективных причин не может выполнить взятое на себя обязательство, очень страдает. По этой же причине не любит брать в долг или покупать в кредит – волнуется, что не сможет вовремя вернуть.

В условиях нейтральных отношений вежлив, дисциплинирован, подтянут и того же требует от других – ведь нельзя же раздражать окружающих грубыми манерами, вызывающим поведением и неэстетичным видом.

В доме старается поддерживать чистоту и порядок (считает недопустимым запускать домашние дела – рассматривает это как необязательность по отношению к другим членам семьи). Даже если берёт какую-то работу на дом, старается сначала сделать все домашние дела, чтобы потом спокойно сесть за работу.

Уходя из дома, обязательно за собой все приберёт – ему неприятно возвращаться в неприбранную квартиру. После ухода гостей в тот же вечер перемоет всю посуду, вытрет и расставит по местам. Тщательно уберёт всю квартиру и только после этого позволит себе отдохнуть. Его очень раздражают, например, такие мелочи, как крошки на столе или пятна на полу, разбросанная одежда, «завалы» на письменном столе. Он отложит свои самые неотложные дела для устранения этих «раздражителей» и при случае может строго выговорить домашним за безответственное отношение к порядку в доме.

Необходимость терпеть беспорядок в своём доме угнетает его до такой степени, что может даже быть поводом для развода.

Драйзера раздражают любые отклонения от установленного им в своём доме порядка. (Даже такая, например, мелочь: если еда, которую он подаёт, съедается не в том порядке, в котором он это задумал, – его это уже раздражает.) Своё раздражение Драйзер подавляет только в обществе дуала Джека Лондона – только ему ещё как-то позволяется нарушать порядок в доме, но и то в разумных пределах (в противном случае, это будет стоить Драйзеру слишком большого расхода времени и сил, что он тут же расценит как неуважение к своему труду и за что с Джека сразу же «строжайше взыщется»).

Творческая волевая сенсорика Драйзера особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации – при защите его интересов и, главное, при защите интересов его взаимоотношений. На свои взаимоотношения Драйзер никому не позволяет посягать. Очень не любит, если кто-то оговаривает его друзей – предпочитает сам во всём разобраться. По этой же причине старается не давать повода говорить плохо о себе. Никому не позволяет поссорить себя с другом. За друга, за любимого человека пойдёт в огонь и воду, не рассуждая и не считаясь с опасностями.

Охраняет свои взаимоотношения от нападок со стороны, Не позволяет оказывать на себя волевое давление.

Когда на Драйзера пытаются оказать нежелательное воздействие или проявляют нежелательную этическую инициативу, он способен дать отпор невероятной силы. (Иногда после такого инцидента у него остаётся неприятный осадок – он чувствует, что завысил меру обороны, «стрелял из пушки по воробью». Но в любом случае последнее слово непременно должно остаться за ним, а иначе какой бы он был сенсорик?) Очень упрям, неохотно меняет своё мнение. Иногда, чувствуя враждебное настроение окружающих, Драйзер может начать «защищаться» ещё до того, как на него «напали», но тогда почти сразу же замечает свою неправоту и испытывает жесточайшие угрызения совести. Драйзер не может первым нападать – это противоречит его этической программе.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Логика систем

Драйзеру всегда хочется произвести впечатление человека рассудительного и здравомыслящего. Более того, ему очень хочется быть таковым, и он всю жизнь этому учится.

Драйзер старается контролировать свои чувства рассудком и логически анализировать всё происходящее с ним, но это у него плохо получается.

Очень уважает в людях умение чётко и лаконично излагать свою мысль. Сам этому долго и малоуспешно учится.

Любое изучаемое явление, теорию или предмет старается понять по сути, разложить «по полочкам», найти в нём какую-то закономерность. Успешно учится только по чётко разработанным и доступно изложенным методикам. Если же предмет преподаётся хаотично, сумбурно, непоследовательно, с какой-то импровизированной тематикой, с постоянной сменой методики или с полным отсутствием таковой – для него это катастрофа: такое обучение он не воспринимает, попадает в число отстающих, очень из-за этого переживает, впадает в панику и уныние.

С возрастом Драйзеры становятся особенно разборчивы в выборе учителей и методов образования, уровень которого они на протяжении всей своей жизни постоянно повышают: овладевают несколькими профессиями (необязательно смежными), в которых считают необходимым добиваться высокого профессионализма. А поскольку совершенствование мастерства требует постоянного углубления в теорию, учёба ими воспринимается как самый постоянный и естественный в жизни процесс.

Драйзеры стараются быть логичными и последовательными в изложении своих аргументов. Поэтому продумывают их заранее и излагают по пунктам: «Во-первых, во-вторых, в-третьих…». Но уже на «в-четвёртых» и «в-пятых» отклоняются от заданной темы, на «в-шестых» и «в-седьмых» повторяют и варьируют предыдущие аргументы, а при столкновении с «программным» или «творческим» логиком (особенно из противоположной квадры) вся их такая «стройная» и «продуманная» концепция разваливается ещё на 1-м пункте.

Логика Драйзера не выдерживает столкновений и с теми, у кого этот аспект находится на ещё более слабых позициях – например, с иррациональными этическими экстравертами Наполеоном и Гексли, когда логическая последовательность спора вообще не соблюдается, а разговор постоянно перескакивает на личностные «разборки». Обычный выход для Драйзера в этой ситуации – вовремя увидеть нецелесообразность дальнейшей дискуссии (что ему даётся ценой огромного напряжения по всему блоку «суперэго») и, целиком опираясь на свою волевую сенсорику, выйти из спора, стараясь при этом никого (по возможности) не обидеть.

Вследствие таких «споров» у Драйзеров корректируется представление о собственном «логическом потенциале», и они с ещё бо́льшим усердием и вниманием начинают относиться к его развитию (поскольку не считают себя в этом вопросе абсолютно безнадёжными, хотя и понимают, что профессии философа и теоретика – не для них).

Логические соотношения для Драйзера не так важны, как этические. Поэтому в интересах этики отношений он может исказить факты, может манипулировать ими, что вызывает некоторые осложнения на начальном этапе дуализации его с Джеком Лондоном. Но впоследствии Джек понимает, что не следует придираться к некоторым логическим погрешностям Драйзера, и относит его «логическую» информацию на аспект этики, понимает, что за логической информацией Драйзера стоя́т только его этические побуждения. (И Драйзер ему за это понимание очень благодарен.)

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Интуиция возможностей

Проявляется в постоянном предчувствии неприятностей, которые Драйзер ожидает повсеместно и ото всех. Ему трудно быть дальновидным, увидеть ситуацию в развитии. Свои собственные возможности ни в какой, даже в самой, казалось бы, выигрышной для себя ситуации просчитать не может. Часто (если не постоянно) испытывает ощущение безысходности.

Об успехах, удачах и неудачах не рассуждает – для него это слишком больная тема. Не переносит, когда приводят в пример чужие успехи – воспринимает это как упрёк в свой адрес.

Драйзер никогда не бывает доволен результатами своей работы. Сколько бы ни сделал, считает, что всё это ничтожно мало. Чего бы ни добился – всё ему кажется, что недостаточно реализовал свой творческий потенциал.

Драйзеру неимоверно трудно находить применение своим способностям. Постоянное ощущение собственной невостребованности для него – мучительнейшая пытка. Драйзер не способен за себя просить – слишком горд и, кроме того, считает это чем-то подлым и несправедливым по отношению к другим.

Испытывает страшную неловкость всякий раз, когда вынужден отвечать на вопросы «что Вы можете?» и «что Вы умеете?». И тем не менее, Драйзер умеет так много и на таком высоком профессиональном уровне, что в это просто трудно поверить (потому-то ему и самому неудобно об этом говорить). Желание Драйзера реализовать свои способности бывает настолько сильным, что он постоянно повышает свой профессиональный уровень, работая во всех доступных ему и интересующих его областях. Драйзер не согласен с тем, что «нельзя служить двум богам одновременно». Для него свойственно «обрастать специальностями»: если не представляется возможности реализовать себя в одной профессии, осваивает другую, но навыки предыдущей специальности старается поддерживать на профессиональном уровне – мало ли пригодится.

Не способен пробивать себе дорогу к успеху нечестными методами. «Сшибать преграды лбом», «работать локтями», драться за работу «как за кость», получать её «через постель» – всё это не для него, всё это ниже его достоинства. Драйзер считает, что способности и таланты – это божий дар, следовательно, и реализовывать их надо честными методами, а не по «закону джунглей». В конкурсе, где победитель заранее известен, Драйзер, как правило, не участвует. Драйзер вообще плохо себя чувствует в условиях нездоровой конкуренции: «В ожидании прослушивания я чувствовала себя как в очереди за бесплатной похлёбкой. Вокруг безработные, неустроенные музыканты, глаза у всех злые, голодные. Выступать пришлось перед своими же конкурентами, а это предельно трудно – физически ощущаешь их зависть и недоброжелательность, ведь каждый рассматривает этот конкурс как свой последний шанс…»

В обстановке нездоровой конкуренции Драйзер работать не может. Не любит, когда ему завидуют. Сам старается не возбуждать в людях зависть (возбуждать в людях низменные чувства считает неэтичным), поэтому обычно довольно скромно рассказывает о своих достижениях. По этой же причине он часто испытывает затруднения в поисках работы, в поисках заказа, ангажемента. Выгодно продать свою работу для него – просто невыполнимая задача. Иногда он искренне рад, если его услугами пользуются даром – всё же хоть какая-то востребованность.

Драйзеру трудно просчитать свои возможности. Он может спасовать перед лёгкой задачей, но при этом замахнутся на сверхсложную; сделает работу высочайшего класса, но не решится донести её до зрителя.

Несмотря на свою этическую проницательность, Драйзер нередко ошибается в выборе друзей, советчиков или партнёров. Часто даёт шанс именно тому, кто злоупотребляет его доверием, его дружбой, его чувствами. Его легко «облапошить»: «подписать» на изначально обречённый проект, на авантюрный эксперимент, подрядить на сопряжённую с риском, невыгодную работу. Его с лёгкостью можно «подставить», он чаще других становится жертвой афер и спекуляций. Вследствие этого Драйзер старается быть особенно осторожным в своих поступках, словах, решениях и взаимоотношениях. (С другой стороны, чем больше он осторожничает, тем больше напряжения и враждебности он создаёт в собственном окружении, и тем меньше оставляет шансов для себя.)

Много проблем доставляет ему неспособность вовремя предвидеть и правильно оценить возможную опасность, а также неумение правильно рассчитать свои силы, что неизбежно приводит к перегрузкам, нервным срывам, провалам на экзаменах и выступлениях, вследствие чего он чувствует себя законченным неудачником.

Поскольку собственный успех даётся ему ценой неимоверного, каторжного труда, его (как и Максима Горького) всегда раздражает и возмущает лёгкий успех у других, сам он (разумеется!) в лёгкий успех не верит, и его всегда неприятно задевает самоуверенность некоторых удачливых выскочек.

Драйзера (так же как и Максима Горького) держат в постоянном напряжении неизвестность и неопределённость его положения в системе любых отношений, и в деловых, и в этических. Поэтому выяснение отношений для него – самое первоочередное занятие, причём неопределённому «да» Драйзер предпочитает определённое «нет».

Нет ничего страшнее для Драйзера, чем вынужденное ожидание и бездействие в условиях полнейшей неопределённости и неизвестности. Ужас, который он при этом испытывает, сопоставим только с отчаянием человека, похороненного заживо, хотя у других в этот момент складывается ошибочное впечатление, что Драйзер паникует по пустякам. (Драйзеровская паника легко пресекается окриком его дуала Джека Лондона: «Ну сколько можно паниковать?!» – Драйзер моментально берёт «себя в руки», мобилизует свою силу воли, и вот он уже готов к новым испытаниям.)

Драйзер очень болезненно переживает непредвиденные разочарования: если отменяется долгожданный праздник, срывается назначенное свидание или разрушается созданная им романтическая обстановка. Такое он долго помнит, стараясь впредь не строить иллюзий.

Драйзеры предпочитают не связываться с экстравагантными и непредсказуемыми в своём поведении людьми. Попадая в одну с ними компанию, быстро начинают ощущать опасность и ненужность своего здесь пребывания, стараются поскорее уйти. (Детям-Драйзерам в аналогичной ситуации становится нестерпимо грустно, и они без видимой причины начинают плакать. Часто предпочитают держаться обособленно от других детей, не любят игр с неприятными сюрпризами, не любят глупых, жестоких розыгрышей.)

Замечено, что Драйзер не особенно любит ходить по врачам – если и есть какая-то опасность для здоровья, предпочитают о ней не знать. Не любит медосмотров и обследований – ему неприятно, когда в нём видят какие-то физические изъяны. (Подсознательная связь со слабой сенсорикой его дуала Джека Лондона.)

Вынужденная необходимость ограждать себя от неприятностей, вечный самоконтроль, постоянная сдержанность и самоограничения – всё это в конечном счёте выливается в ощущение неполноты жизни и сожаление, что самое интересное проходит мимо. Из этого состояния Драйзер может выйти только с помощью своего дуала Джека Лондона. Только Джек может реализовать его несостоявшиеся мечты. Только он со своей фантазией, жизнелюбием, оптимизмом, здоровым авантюризмом и неисчерпаемой энергией способен вырвать Драйзера из плена его вечных химерических страхов.

С помощью Джека Лондона Драйзер перестаёт ощущать свою никчёмность и ненужность в этом мире. Для Драйзера Джек – это выход из тупика на свежий воздух, на яркие краски жизни. В лице Джека он наконец находит желанный идеал любви и дружбы. Джек – единственный, к которому Драйзер чувствует безграничное доверие, в чьей преданности не сомневается сам и не позволяет сомневаться другим.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функций. Деловая логика

Драйзер очень уважает людей с ярко выраженными деловыми (в его понимании) качествами: честных тружеников, мастеров «на все руки», способных усовершенствовать и рационализировать процесс труда.

Подсознательно Драйзер сориентирован на деловую логику Джека Лондона, поэтому он всегда замечает и осуждает какие-то бесполезные и неэффективные методы работы. Так же как и Джек, Драйзер считает, что деловые проблемы надо решать «в корне», а не какими-то частными полумерами, но ввиду того, что у него этот аспект попадает на самую пассивную психическую функцию, ему трудно предпринимать в этой области самостоятельные действия – здесь ему необходима помощь дуала.

С помощью Джека Лондона Драйзер может реализовать себя практически, найти себе достойное применение, найти занятие по способностям. В лице Джека он получает защитника своих деловых интересов.

Драйзер очень работоспособен. Умеет работать эффективно и сосредоточенно. Быстро осваивает новые специальности. Умеет и любит работать с полной отдачей. Для Драйзера очень важно, чтобы работа соответствовала его творческому и интеллектуальному потенциалу. Важно, чтобы в работе была возможность профессионального роста, повышения квалификации. Работа должна быть и для ума, и для души одновременно. Если выполняемая работа не реализует его потенциал, он меняет профессию.

Пытаясь самостоятельно решить свои деловые проблемы, Драйзер часто совершает ошибку, подменяя аспект деловой логики аспектом деловых отношений, которые, как он считает, обязаны быть глубоко этичными.

Так, осваиваясь на производстве, он старается как можно меньше обращаться за помощью к своему мастеру. Это объясняется тем, что Драйзер подсознательно настроен на деловую логику Джека Лондона, который не любит, когда к нему каждую минуту обращаются за разъяснениями и просьбами о помощи, и очень ценит в сотруднике стремление во всём разобраться самостоятельно.

Драйзер, в свою очередь, подсознательно чувствует, что ему как будто «неудобно» каждый раз отрывать других от работы, поэтому он и старается обойтись собственными силами, чем иногда создаёт впечатление «слишком гордого» человека.

В силу чрезмерной деликатности (и слабой интуиции) Драйзеру бывает трудно самостоятельно заниматься бизнесом: трудно назначать и «держать» свою цену; трудны отношения, когда выгода одной стороны оборачивается убытком для другой. Таких отношений он старается избегать.

По этой же причине он предпочитает и не торговаться о цене – считает это унизительным и для себя, и для продавца: ведь, наверное, продавец просто не может продать дешевле, поэтому и назначает такую цену, и столько надо платить. Может не захотеть покупать и по резко сниженной цене – значит, прежняя цена была явно завышена, значит, продавец вообще дурной человек и не заслуживает того, чтобы с ним имели дело!

Драйзеру трудно просить прибавку к жалованью – он считает, что работодатель должен сам оценить его труд и достойно вознаградить его, а если этого не происходит, значит, либо босс безнадёжно скупой человек, либо фирма прогорает. В любом случае надо искать другое место, что он и делает.

В деловых вопросах Драйзер не силён и всю жизнь пользуется самым примитивным набором стереотипных решений: не получается заработать – надо экономить, не получается сделать самому – надо нанять специалиста, нет денег оплатить его услуги – надо терпеть неудобства и копить деньги.

Деловой хватки у Драйзеров нет. Прагматизм рассматривается ими, как нечто неэтичное и противоположное их программе. (По этой же причине им довольно трудно симпатизировать своему дуалу Джеку Лондону на начальном этапе отношений или в сфере противоположных деловых интересов – тут они чувствуют себя маленькой рыбёшкой перед пастью акулы.)

Драйзеру необходимо постоянно получать информацию по аспекту деловой логики. Он обязательно должен знать чёткие и не противоречащие его этической программе ответы на вопросы «что делать?» и «как сделать?». И только его дуал Джек Лондон может дать ему все указания и все объяснения в той форме, которая полностью его удовлетворит. (Потому что подсознательно, как уже было сказано, Драйзер настроен на деловую логику Джека, на его «альтернативный прагматизм».)

Деловые проблемы Драйзера решаются только в одной команде с Джеком Лондоном. И не дай бог ему оказаться со своим дуалом «по разную сторону баррикад», конкурировать с ним или делить противоположные интересы – полнейший провал обеспечен. С помощью деловых логиков другого психологического типа проблемы Драйзера не решаются, а только усугубляются.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Интуиция времени

Время – это тот аспект, который Драйзер хотел бы игнорировать. Время – враг сенсорики. Недостаток времени ему мешает сделать работу безупречно красивой. Время крадёт его силы, красоту, молодость, возможности (особенно больной вопрос!). Время приносит какие-то, не всегда приятные перемены, к которым нужно ещё, неизвестно как, приспосабливаться, а на это опять требуется время.

Драйзер предпочитает работать медленно, тщательно прорабатывая детали, но (если это кому-нибудь нужно) может работать и очень интенсивно, делая по нескольку дел одновременно, не отдыхая, а только переключаясь с одной работы на другую.

Лучший способ активизировать Драйзера – назначить ему чёткие «временны́е рамки». В зависимости от заданного срока Драйзер планирует и объём работы, и степень проработанности деталей. Поэтому ему всегда важно знать, на какое количество времени он может рассчитывать, стараясь при этом учитывать и непредвиденный расход времени.

В достаточно насыщенном временно́м режиме Драйзер чувствует свою востребованность. Но лучше всего, когда ему задаёт темп его дуал Джек Лондон – только он может это сделать с учётом проблемной интуиции Драйзера, недооценивающего или переоценивающего темпы своей работы. По подсказке Джека Драйзер оценивает актуальность заданной работы, подстраивается под насыщенный рабочий ритм Джека и под «временны́е пустоты» его вынужденной безработицы, заполняя их какими-то своими, давно откладываемыми делами.

Драйзер терпеть не может непродуктивного расхода времени – он не любит ждать, и ему неприятно заставлять ждать других, поэтому он старается быть пунктуальным. Но собственная пунктуальность ему даётся ценой перерасхода времени (следствие слабой интуиции возможностей) – ему трудно рассчитать количество времени, требуемое на дорогу, с учётом разных транспортных неожиданностей.

Драйзер не любит тратить время на незапланированное общение («на неожиданный приезд и продолжительный присест») – ещё одна причина, по которой Драйзер ограничивает круг своих знакомств.

Драйзер ценит своё время, поскольку это не только одна из ценностей его диады, это и квадровая ценность – стремление сделать как можно больше, стремление реализовать свой потенциал. Всё это делает фактор времени для Драйзера особенно значимым.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Этика эмоций

В стремлении избежать неприятных этических отношений Драйзер в первую очередь сосредоточен на наблюдении отрицательных эмоций. Положительные эмоции ему наблюдать менее интересно – он им либо не верит, либо не относит на свой счёт.

Драйзер распознаёт эмоциональное состояние каждого, кто попадает в поле его наблюдений, но (и в этом его отличие от Достоевского) он интересуется только теми эмоциями, которые касаются его личных взаимоотношений. (Быть, например, сторонним наблюдателем скандалов в общественном месте ему и неприятно, и неинтересно. Другое дело, когда он становится их невольным участником… Возможно, поэтому Драйзеры, иногда неожиданно для себя, и втягиваются в такие скандалы.)

Сами по себе интриги, сплетни, разборки в коллективе Драйзера не интересуют – только в том случае, если это имеет к нему непосредственное отношение. Ему всё равно, кто с кем перемигивается (а это ему всегда видно). Главное, как это относится непосредственно к нему или к его партнёру.

Очень отзывчив на чужую боль и страдание, но утешать не любит – боится, что сочувствие может лишний раз напомнить человеку о его боли и тем самым заставит его лишний раз её пережить. (Страдания, по мнению Драйзера, – это неприятные ощущения, которые нужно как можно скорее оставить в прошлом, а муссировать их нечего.) Ещё больше не любит выражать формальное соболезнование, но заставляет себя, если того требуют приличия. Всегда старается помочь делом. Считает, что сочувствие, не подкреплённое конкретным делом, неубедительно и может быть воспринято как фальшь.

То же самое и с выражением благодарности: если не за что благодарить, но приличия того требуют, делает над собой усилие. А его искреннее «спасибо» очень дорого сто́ит. (Драйзер считает добрые поступки этической нормой, а дурные – отклонением от нормы. Поэтому зло помнит долго, а добро считает в порядке вещей, из-за чего некоторым кажется неблагодарным.)

Не способен намеренно причинить боль. Очень переживает, если кого-то нечаянно заставил страдать. Под влиянием чувств склонен жертвовать своими интересами. В любви и дружбе способен на исключительную эмоциональную самоотдачу, в противном случае, ему бы не удалось убедить такого глубоко ранимого и стеснительного в проявлении своих чувств партнёра, как Джек Лондон. (Впрочем, иногда даже Джек вынужден приглушать избыток драйзеровских страстей, особенно, если это мешает его работе.) Партнёров других психологических типов пылкая чувственность Драйзера совсем не вдохновляет, иногда даже отпугивает – она как-то не вяжется с его внешней холодностью и неприступностью.

Драйзер никому не позволяет регулировать силу своих эмоций, сколько ни есть – всё его, а кому не нравится – пусть ищет себе другого партнёра. Драйзер не переносит «эмоционального приспособленчества», он не понимает, как можно подстраивать свои чувства под настроение партнёра. Это в его понимании – лицемерие.

Настроение Драйзера может только автоматически меняться в зависимости от настроения окружающих, то есть ему можно поднять настроение, а можно и испортить. Но сам он, как правило, настроение не задаёт.

Не «покупается» на дешёвые комплименты и откровенную лесть. Сам никогда не льстит, комплименты говорит очень редко, и только искренне восхищаясь чем-либо. В его понимании говорить комплименты – то же, что и льстить. Поэтому он всегда опасается, что его искреннее восхищение будет воспринято как фальшь. Мысленно он всегда отмечает чьи-то достоинства, но не всегда решается высказаться на этот счёт вслух.

Очень сдержан в выражении своих симпатий, опасается демонстративно выражать свои эмоции Поэтому никогда не выражает больше, чем чувствует, хотя в своих антипатиях откровенен до бестактности, но в этом случае собственную бестактность считает вполне допустимой.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Сенсорика ощущений

Цель и смысл драйзеровской сенсорики именно в том, чтобы создавать условия максимального комфорта, уюта и удовольствия для своего партнёра, а также оградить его от неприятных ощущений. В паре Джек Лондон – Драйзер сенсорная гармония не является самоцелью, но выступает как часть и непременное условие гармонии этической, как бы являясь залогом гармоничных взаимоотношений.

Создавая своё произведение, Драйзер всегда думает о том, как будет восприниматься его работа. Например, он скрупулёзно прорабатывает детали, поскольку предполагает, что его работу захотят рассматривать вблизи, ведь не должен же зритель шарахаться от его произведения только потому, что подошёл к нему слишком близко.

Изделие рук Драйзера отличается изяществом и завершённостью деталей. Именно поэтому он более склонен к миниатюре, чем к монументальности.

В живописи Драйзер не любит слишком ярких, раздражающих цветовых сочетаний, поэтому успешнее работает в дизайне или в декоративно-прикладном искусстве. Так же, как и Максиму Горькому, ему легче работать по заказанной теме – если это кому-нибудь нужно, его это активизирует к работе.

Кулинария Драйзера – изысканный вкус при простоте компонентов и минимальных затратах времени и средств. Драйзеры умеют устраивать приёмы по высшему разряду, стараясь при этом окружить гостей максимальным комфортом. Драйзер обычно не задумывается, почему он старается подать кушанье в таком виде, чтобы сам процесс еды уже не представлял никаких затруднений (без косточек, без кожуры, без горошинок перца). Но на самом деле это объясняется подсознательным расчётом на его дуала Джека Лондона, который во время еды может заниматься своей работой, смотреть телевизор или читать газету и потому не всегда замечает, что он ест.

В одежде Драйзер ценит сочетание красоты, удобства и функциональности. Одевается Драйзер с элегантной простотой и изяществом. В силу слабой интуиции не позволяет себе никакой экстравагантности, не злоупотребляет декоративными дополнениями, вообще, старается не привлекать к своей одежде взгляды посторонних – предпочитает, чтобы смотрели на его лицо. Одежда – только рамка его собственной красоты.

Умеет создать уют и комфорт самыми простыми средствами. Порядок и чистота помещения – непременное условие его быта. Перед выходом на работу Драйзер последние минуты потратит на наведение порядка с тем, чтобы обязательно вернуться в чистую квартиру. Для него это очень важно.

Любит неперегруженный интерьер. В декоративных дополнениях не любит слащавости (следствие габеновского эстетического воспитания). Часто развивает в себе массу художественных и музыкальных талантов, благодаря чему ему не скучно наедине с собой (а его дуалу Джеку Лондону не скучно с ним). В искусстве Драйзер видит для себя возможность добиться заслуженного успеха упорным трудом – и здесь он наконец-то к нему приходит. Для Драйзера очень важна высокая оценка его искусству. Поэтому он предпочитает демонстрировать его только в узком кругу самых близких друзей. Но в первую очередь ему приятно радовать своим мастерством именно своего партнёра.

Драйзеры наделены природной (подсознательной) способностью очень точно координировать свои сенсорные ощущения относительно ощущений партнёра – качество, которое так ценится их дуалом Джеком Лондоном, и которое доставляет им обоим много радости.

Смысл драйзеровской эстетики напрямую связан с его этической программой – уютное «гнёздышко» для двоих. (Типичный её образец – «хрустальная мечта» – куколка Барби в своём уютном домике, вместе со своим «принцем».) Любое произведение искусства, созданное им, как бы воссоздаёт эту мечту.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Драйзер устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц Отношения полудополнения
Аналитик Максимилиан Робеспьер Отношения суперэго
Гуманист Фёдор Достоевский Родственные отношения
Инспектор Максим Горький Деловые отношения
Искатель Дон Кихот Конфликтные отношения
Критик Оноре де Бальзак Отношения активации
Лирик Сергей Есенин Отношения социального заказа (Драйзер – заказчик)
Маршал Георгий Жуков Отношения ревизии (Драйзер – ревизор)
Мастер Жан Габен Отношения социального заказа (Драйзер – приёмник)
Наставник Гамлет Миражные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Зеркальные отношения
Посредник Александр Дюма Квазитождественные отношения
Предприниматель Джек Лондон Дуальные отношения, или Полное дополнение
Советчик Томас Гексли Отношения ревизии (Драйзер – ревизуемый)
Хранитель Теодор Драйзер Тождественные отношения
Энтузиаст Виктор Гюго Отношения полной противоположности
Загрузка…