Заключение в отношении мер автоматизированного мониторинга поведения граждан, принимаемых регионами РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции CoViD-19
- Опубликовано: 07.04.2020
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции CoViD-19 на федеральном и региональных уровнях широко обсуждаются и принимаются различного рода меры по обеспечению контроля над соблюдением гражданами режимов самоизоляции и карантина. Большинство принятых мер являются целесообразными, адекватными и соразмерными для предотвращения распространения CoViD-19. Однако Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России (далее – Комиссия) выражает озабоченность в отношении отдельных мер, вводимых или обсуждаемых к введению некоторыми регионами РФ (в частности, мер по введению автоматизированного мониторинга поведения граждан), по причине возможного противоречия этих мер требованиям федерального законодательства. Некоторые из принимаемых рядом регионов мер вызывают, вопросы о соответствии требованиям Конституции РФ в части оснований для ограничения прав граждан, поскольку ст. 56 Конституции установлено, что для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия в условиях чрезвычайного положения. При этом режим чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 может быть введён на территории РФ исключительно президентом после утверждения Советом Федерации. В связи со складывающейся обстановкой Комиссия подготовила настоящее заключение с описанием таких несоответствий для минимизации рисков принятия региональными властями незаконных решений, нарушающих права и свободы граждан в нынешних условиях.