Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

О Человеке и смысле его жизни

Вообще говоря, я давно намеревался написать какую-нибудь статью про человека и его смысл жизни (хотя лучше было бы писа́ть «Человек» именно с заглавной буквы, так только у него может наличествовать смысл жизни… Но желание это всё никак не хотело обретать некую конкретную словесную форму, пока однажды я не прочитал повесть братьев Стругацких под названием «Понедельник начинается в субботу» и не обнаружил там отрывок, поразительно точно описывающие мои размышления на заданную тему!.. Этот отрывок, смело можно сказать, составил основную часть данной статьи, и он обязательно будет приведён немного ниже, ну а пока я хотел бы сказать несколько слов от себя…

Да, я никуда не смог деться от необходимости искать и находить смысл жизни, как своей в частности, так и человеческой в общем. И я горжусь этим. И я рад, что этим же вопросом хоть и «мучаются», но всё же задаются многие мои друзья. В разное время и их, и меня вполне удовлетворяют разные формулировки этого самого смысла. Когда-то, в одном из своих последних школьных сочинений я написал, что смысл жизни в том, чтобы жить. Ёмко, лаконично, но сейчас уже для меня недостаточно. Формулировка, предлагаемая ниже Стругацкими, – «смысл жизни – в непрерывном познании неизвестного», – это уже «ближе». Хотя я бы её развернул шире: смысл жизни – в непрерывном совершенствовании, в стремлении к тому Абсолюту, который принципиально невозможно достичь, как некоторая кривая не может достичь асимптоты, неограниченно к ней приближаясь. И здесь для меня важно именно то, что предела развитию нет.

Наверное, сюда же можно добавить и то определение Человека, которое я для себя постепенно выработал. Не отрицая биологических аспектов жизни человека и принципов эволюции физического тела по Дарвину, я хотел бы сказать об эволюции духовной. Homo sapiens – человек разумный – это биологический вид человека, относящийся к животным. Тем не менее, всем хочется как-то обособиться от просто животных, понять, чем же мы от них отличаемся, продолжая оставаться «братьями старшими»… Я для себя решил так: Человек отличается от просто homo sapiens следующим: 1) осмысленностью существования, 2) силой воли и 3) творчеством. Спорно? Возможно, но по крайней мере я пытаюсь этого придерживаться в своей жизни. Есть другие мнения?..

Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней лёгкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было – «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек – маг в душе́, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже, чем в обезьяну.

В жизни мы не всегда замечаем это. Бездельник и тунеядец, развратник и карьерист продолжают ходить на задних конечностях, разговаривать вполне членораздельно (хотя круг тем у них сужается до предела). Что касается узких брюк и увлечения джазом, по которым одно время пытались определять степень обезьяноподобия, то довольно быстро выяснилось, что они свойственны даже лучшим из магов.

В институте же регресс скрыть было невозможно. Институт представлял неограниченные возможности для превращения человека в мага. Но он был беспощаден к отступникам и метил их без промаха. Стоило сотруднику предаться хотя бы на час эгоистическим и инстинктивным действиям (а иногда даже просто мыслям), как он со страхом замечал, что пушок на его ушах становится гуще. Это было предупреждение. Так милицейский свисток предупреждает о возможном штрафе, так боль предупреждает о возможной травме. Теперь всё зависело от себя. Человек сплошь и рядом не может бороться со своими кислыми мыслями, на то он и человек – переходная ступень от неандертальца к магу. Но он может поступать вопреки этим мыслям, и тогда у него сохраняются шансы. А может и уступить, махнуть на всё рукой («Живём один раз», «Надо брать от жизни всё», «Всё человеческое мне не чуждо»), и тогда ему остаётся одно: как можно скорее уходить из института. Там, снаружи, он ещё может остаться по крайней мере добропорядочным мещанином, честно, но вяло отрабатывающим свою зарплату. Но трудно решиться на уход. В институте тепло, уютно, работа чистая, уважаемая, платят неплохо, люди прекрасные, а стыд глаза не выест. Вот и слоняются, провожаемые сочувственными и неодобрительными взглядами, по коридорам и лабораториям, с ушами, покрытыми жёсткой серой шерстью, бестолковые, теряющие связность речи, глупеющие на глазах. Но этих ещё можно пожалеть, можно пытаться помочь им, можно ещё надеяться вернуть им человеческий облик…

Есть другие. С пустыми глазами. Достоверно знающие, с какой стороны у бутерброда масло. По-своему очень даже неглупые. По-своему немалые знатоки человеческой природы. Расчётливые и беспринципные, познавшие всю силу человеческих слабостей, умеющие любое зло обратить себе в добро и в этом неутомимые. Они тщательно выбривают свои уши и зачастую изобретают удивительные средства для уничтожения волосяного покрова. И как часто они достигают значительных высот и крупных успехов в своём основном деле – в строительстве светлого будущего в одной отдельно взятой квартире и на одном отдельно взятом приусадебном участке, отгороженном от остального человечества колючей проволокой…

Лучше, право, и не скажешь… Хотя можно дополнить ещё одной цитатой, иллюстрирующей философию Леонардо да Винчи, – я наткнулся на неё случайно, в процессе подготовки к кандидатскому экзамену по философии:

Как наследник философии гуманизма, Леонардо да Винчи утверждал, что человек есть «величайшее орудие природы», что лучшие из людей по праву могут быть «земными богами». Но мысль о величии человека оборачивается грустными размышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков, когда «некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи…, потому что ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!»
Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
OpenId
Предпросмотр
Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Задумчивость Рука-лицо Не могу смотреть Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата

Опрос по теме

К сожалению, по техническим причинам не удаётся показать информацию об опросе.

Загрузка…