Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Конституционная реформа: заклинание «ничего особенного»

У известного автора фэнтези Панова в одном из его известных фэнтези-циклов описывалось заклинание «ничего особенного». Это заклинание оказывало на прохожего гипнотическое действие, заставляя убеждать себя, что дальше идти не надо, потому что там нет ничего интересного. И прохожий находил тысячу причин, чтобы убедить самого себя в этом.

У Верховного ГлавнокомАрхимага Путина тоже получилось славное заклинание того же типа. Я просмотрел десятки роликов на тему реформы и прочитал десятки статей. Большинство ищут в реформе Хитрый План Путина по передаче (транзиту) власти самому себе после 2024-го года. Притом никто не утруждается открыть текст поправок и задать себе вопрос: «Как эта реформа приближает Путина к сохранению власти?». А никак. Она мешает ему. Потому что сущность – не в ней.

Внимательное чтение статей говорит о том, что никакого перераспределения власти между президентом, премьером, Госдумой, Конституционным судом (КС) и Госсоветом нет. Реформа чисто косметическая. Президент по-прежнему Велик, Всемогущ и Солнцелик. Только Путин, после принятия поправок, уже не сможет стать президентом. Но об этом потом. Мы обязательно рассмотрим реформу власти подробнее, но сначала остановимся на том, почему вся эта реформа – лишь дымовая завеса для настоящих изменений.

Если кратко, то теперь Дума утверждает несиловых министров по представлению премьера, Конституционный суд может ветировать законы перед их принятием, а Федеральное собрание может не только ставить конституционных судей, но и объявлять им импичмент. Губернаторы через Госсовет могут передать совет или просьбу президенту. Сам президент может попросить сенаторов снять конституционного судью. То есть ничего, в сущности, не изменилось, полномочия президента никак не урезаны, но каждый субъект власти получил небольшую «плюшку», расширение полномочий; даже президент, хоть вынужден (через полностью подконтрольного премьер-министра) просить Госдуму утверждать министров, зато может теперь поспособствовать увольнению конституционного судьи.

Ну и да. Никто, даже сам Путин не сможет стать президентом больше 2-х раз. Вариант «2 срока – Медведев – ещё 2 срока» больше невозможен.

И это всё. Стало больше логики, больше взаимодействия, но ничего в нашем сияющем президентском абсолютизме не изменилось!!! Для этих поправок вообще не имело смысл городить огород. И на транзит власти они не влияют, даже наоборот – Путин сам запретил себе избираться в 2024-м году на должность президента, а нашем государстве только она безгранично могущественна. Только президент единственный «носит кольцо всевластья», и другие должности никак не позволяют «править из тени». Правит тот, кто президент; Путин запретил себе быть президентом ещё раз. Точка.

И это наводит на мысль, что реформа власти – это просто дымовая завеса, отвлекающая внимание от по-настоящему важных правок в Конституции. Заклинание «ничего особенного».

И вряд ли это пункт про пенсии. Видите ли, есть 2-е пенсионные системы: западная, когда каждый копит себе на пенсию сам на специальном счету, и советская, когда молодое поколение платит пенсии старикам из своих зарплат. Путин вводит 2-й вариант, советский, в Конституцию. И теперь 1-й вариант может быть дополнительным ко 2-му, но отменить 2-й – невозможно.

А что у нас есть ещё? Может, это то, что минимальная зарплата не может быть меньше прожиточного минимума? Тоже вряд ли. Это тоже «косметика», потому что такой пункт есть в законе и просто из закона переносится в Конституцию. Де-факто ничего не меняется.

А кроме этого остаются 3 пункта.

  • 1-й запрещает баллотироваться в президенты, депутаты, губернаторы и другие важные должности Навальному людям с двойным гражданством или видом на жительство. Причём президент не может их иметь даже в прошлом. То есть посол, студент, учившийся за границей, разведчик не смогут стать президентом. При этом есть большой ценз на проживание в России – 25 лет. Ещё одна причина, почему после принятия этих правок Путин никогда не сможет баллотироваться в президенты – он разведчик и по этому цензу не проходит. И вообще, идеально подходит под требования невыездной ФСБ-шник. :-)
  • 2-й же пункт решает следующую коллизию: в Конституции указано, что мы можем передавать часть полномочий Российской Федерации международным организациям по договорам. Что если одна из таких организаций примет противоречащее нашей Конституции решение? или нарушающее права гражданина РФ? С одной стороны, ничего не может противоречить Конституции РФ, с другой стороны – сама Конституция говорит, что если подписались, то исполнять надо. Например, по Конституции заключённые не могут голосовать. А ЕПСЧ принял решение, что это нарушение прав человека. Получаем коллизию – одна статья Конституции (про международные договоры) противоречит другой (про голосование заключённых). Многозначность порождает широкий простор для толкований, «куда повернёшь – туда и вышло». Теперь же будет дополнительная правка, которая поясняет: если решение международной организации противоречит Конституции РФ или нарушает права человека, то на территории РФ это решение исполнять запрещено.

    Это убирает соблазн устроить такую юридическую агрессию в случае ухудшения отношений с Россией: попытаться через юридическую лазейку обязать РФ к действиям, в разной степени не выгодным россиянам или нашему сувернитету.

  • 3-я особенность, действительно важная, – это ужесточение дисциплины и ответственности правительства перед президентом. Раньше президент мог правительство либо пожурить, либо уволить. И это позволяло премьеру огрызаться и иметь своё мнение, ибо отставку всего правительства из-за каждой мелочи проводить не будешь. Это делало премьера самостоятельной политической фигурой.

    Теперь у президента будет достаточный набор инструментов, позволяющий гарантировать персональную ответственность министров перед нашим Верховным Главнокомандующим.

Иными словами, Путин хочет национализацию управляющих элит и защиту от попытки влиять на нас из-за рубежа через наши же законы, а также увеличить управляемость правительства и избежать привычной уже картины: «Президент сказал – правительство покивало и… не сделало». Это единственные правки в Конституцию, которые имеют практическую важность. Причём значительную. Это действительно многое меняет.

И чтобы избежать критики этих положений, Путин и сделал «вброс» с псевдореформой федеральных органов и распустил слухи о «транзите власти» и «управлении президентом РФ из тени Госсовета» через экс-профессора МГИМО Соловья, который сослался на «инсайды» в Кремле. Лёгкий троллинг от президента РФ – заклинание «ничего особенного».

Итак, про 2-е социальные и 2-е важные поправки я уже сказал. Попробую расписать реформу высших властных органов подробнее.

  • Выборы премьера. Ничего не поменялось. Некоторые журналисты вводят людей в заблуждение – пишут, мол, Дума теперь выбираает премьера и министров, и после этого президент не может отказать в их назначении на пост. На самом деле нет. Это только про министров. В выборах премьера всё по прежнему: президент вносит кандидатуру, Дума за неё голосует, если 3 раза голосует против – роспуск Думы и новые думские выборы. Изменилась только формулировка – не «президент назначает с согласия Думы», а «Дума утверждает по представлению президента». Вроде бы как более уважительно к Думе написано, но смысл тот же. Важный нюанс, добавленный этими поправками: теперь премьера можно увольнять отдельно от правительства.
  • Делёж органов правительства. После выбора премьера они вместе с президентом придумывают органы исполнительной власти и делят, какими из них рулит лично президент, а какими премьер. Мутная тема, смысл которой – дать президенту возможность отжать себе, под личное руководство, часть полномочий правительства, если ему это захочется.
  • Выборы несиловых министров. Премьер предлагает Думе министров, и та их утверждает, а после утверждения президент обязан их назначить. Казалось бы, есть ограничения власти президента. Но нет. Премьером президент поставит лишь доверенного человека (именно доверенного, а не толкового – толковых политически хитрее ставить вице-премьерами). Более того, президент теперь может уволить премьера в любой момент. Поэтому премьер не рискнёт выносить кандидатуры министров без благословления Самого Солнцеликого. У нас как был солнцеликий президентский бонапартизм, так и остался, иичего не изменилось.
  • Выборы силовых министров. Тут всё просто: президент назначает, кого захочет. Должен спросить совета у сенаторов, но не обязан этот совет исполнять.
  • Дума при этом получила «косточку» в виде утверждения несиловых министров, но это, скорее, статусная «плюшка», чем реальная возможность влиять на ситуацию. Впрочем, в случае совсем плохой кандидатуры Дума имеет право упереться рогом и не пустить непопулярного человека в министры. Важный момент: не уточнено, что будет, если Дума начнёт «волынить» одного или всех министров, не принимать кандидатуры вообще. Значит, это будет прописано в законе. А это сильно может повлиять на баланс власти. Например, не приняли министра – роспуск Думы. Это один вес у законодателей. А если могут «волынить» до бесконечности – это другой вес, сильная позиция (можно выторговать себе много чего за быстрое прохождение министров через утверждение), но и больше бардака.
  • Совет Федерации (сенаторы) получили право не только назначать конституционных судей, судей Верховного суда, но и объявлять им импичмент по представлению президента. Это, кстати, общеупотребительная мировая практика – например, в США так. Получили право советовать президенту, каких силовых министров выбрать. Тоже, в общем, «косметика». Некоторые говорят, что это сделает судей более подконтрольными исполнительной власти, но я считаю это заблуждением. Во-первых, при светлоликом бонапартизме хватит одного звонка, чтобы судья подал в отставку сам. А тут нужно ещё большинством голосов сенаторов заручится. Ещё и доказать, что судья подпадает под причины импичмента, например, преступление или неподобающее поведение.
  • Конституционный суд получил право ветировать противоречащие Конституции законы до их подписания президентом. Тоже статусная «плюшка», ничего реально не меняющая – просто раньше можно было «запихнуть бегемота в холодильник» только в 3 шага (принять, подать в КС и отменить), а теперь всего в 1. Также получил право отменять международные решения, противоречащие нашей Конституции или ущемляющие права гражданина РФ.
  • Губернаторы получили Госсовет как конституционный орган. Раньше он тоже был, но был сформирован указом президента. Полномочия и права Госсовета будут определены законом. Назначает главу Госсовета президент, поэтому никакой реальной власти у Госсовета быть не может. И поэтому «править из тени» на посту председателя Госсовета тоже не выйдет. Нет никакой возможности без дополнительных правок Конституции ввести ответственность президента или Думы перед председателем Госсовета. В лучшем случае, это почётная пенсионная синекура. Единственная задача Госсовета, IMHO, дать возможность губернаторам напрямую выходить на президента. Потому что при текущей структуре власти губернатор, зачастую, не может выйти даже на премьера, максимум – на министра.
  • Президент. Теоретически, президент получил урезание полномочий в виде необходимости договариваться с Думой по поводу министров. Но это слабая урезка, так как вносит их полностью зависимый премьер, которого он может уволить в день утверждения его кандидатуры Думой, если министров не тех внесёт. Или уволить утверждённых министров в любой момент. Наоборот, полномочия президента расширились. Раньше президент мог отправлять в отставку только «оптом» – всё правительство целиком. Теперь он может увольнять министров по отдельности. Не обязательно делать fatality всему правительству – можно уволнять зарвавшихся министров точечно. А что это значит? А это означает важную вещь – персональную ответственность министров перед президентом. При этом перед премьером они никакой ответственности не несут, ибо премьер не может их уволить. Плюс возможность попросить Совет Федерации уволить того или иного судью Конституционного или Верховного суда. С учётом того, что президент имеет большой вес при назначении сенаторов, это тоже усиливает его власть.
  • 0 сроков для Путина. Теперь президентом можно быть не более 2-х сроков за жизнь. Последовательность и чередование не имеют значения. 3-й срок запрещён. По этим правкам Путин не может стать президентом или сохранить власть в 2024-м году. Ему остаётся только создавать ситуацию, при которой следующий президент гарантирует ему спокойную пенсию, как он в своё время Ельцину, либо будет настолько ему предан или благодарен, что позволит Путину рулить через него.
  • Премьер. Многие аналитики (как и я в начале), при поверхностном чтении поправок решили, что всем органам власти добавили полномочий за счёт урезания прав президента. Но при более детальном рассмотрении проекта поправок оказывается, что это не так. Действительно, всем органам власти нарезали полномочий, но точно не за счёт президента – президент только вырос и окреп в политическом влиянии. Главной жертвой реформы стал премьер. Из самостоятельной политической фигуры со своим мнением и большой свободой действий его делают заискивающим перед президентом подчинённым, технической фигурой. Так же, как и министров – они теперь несут персональную ответственность перед лично президентом, потому что он их может снять в любой момент, легко и безболезненно, без сложных процедур с переизбранием всего правительства. Создаётся ощущение, что годами зрел некий аппаратный конфликт: Путин просил правительство выполнить майские указы, осуществить нацпроекты, сделать то, сделать это, а ему приходили бюрократические отписки. И ему приходилось терпеть, потому что тонких методов воздействия на правительство у него не было – только красная кнопка «разогнать всех». И закончилось это персональной ответственностью всех министров, вице-премьеров и премьера перед президентом, закреплённой в Конституции.

В целом, «плюшки» получили все, кроме правительства и премьера, которых резко урезали в самостоятельности через механизм персонального отстранения от поста. И тем не менее, значительных перемен в нашем солнцеликом президентском бонапартизме не произошло. Только сроки президентства урезали.

Итого, система стала более логичной, и конституционные органы, кроме Думы и президента, стали чуть менее декоративными. Модель 2-х центров силы – президента и премьера, где есть «путинские» и «медведевские», – закончилась навсегда. Реальных источников политической силы только 2: пост президента и большинство в Думе.

Так что не о переизбрании думает Путин. Конечно, можно предположить, что он выдвинет на пост президента верного Медведева и будет править его руками, но это ненадёжно, да и, судя по ограничению прав премьера и правительства… «допёк дрессировщика дядю Вову ручной Медведь»: пляшет по команде лениво, исполняет команды нечётко и позволяет себе своё видение и свою группу поддержки. Считаю такое мнение наивным, ибо убрать из Конституции запрет на переизбрание проще и надёжнее, а всем верящим в «транзит власти» рекомендую подрезать фантазии скальпелем Оккама.

Если есть цель переизбраться, зачем усложнять себе её достижение?

А теперь о несбывшемся. Патриоты, наслушавшихся патриотических блоггеров и пригосударственных пропагандистов, годами мечтали о 2-х вещах: примате российских законов над международными договорами и о большей ответственности председателя Центробанка.

  • 1-е в большой степени сбылось, пусть и в очень выверенной юридически и осторожной формулировке, что Конституция и права гражданина РФ uber alles.
  • А вот 2-е нет, и это удручает. Впрочем, 2-е не имеет отношения к Конституции – для этого нужно менять закон о Центральном Банке.

    Почему это важно, и без этого реформа власти будет неполной (с точки зрения патриотов)?

    Потому что глава Центробанка имеет полномочия, сравнимые только с президентскими, и не несёт никакой ответственности. Ни перед кем.

    Глава Центробанка имеет право завтра девальвировать рубль в 100 раз и вложить все золотовалютные резервы страны в ООО «Бомж, мошенник и пройдоха инкорпорейтед». А потом запустить печатный станок и устроить гиперинфляцию. И его никто не сможет ни уволить, ни наказать за это. Единственный способ заменить его – это подождать конца его срока. Ему нужно для этого соблюдать пару необременительных правил – там, декларации вовремя подавать и тому подобное.

    Вообще, есть только один человек, который может снять главу Центробанка. И это… снайпер. :-) И то, только если глава Центробанка окажется на линии огня.

    При этом согласно статье Конституции, по которой мы обязаны выполнять международные договора, глава Центробанка обязан выполнять инструкции МВФ, так как мы – его члены. То есть если МВФ присылает инструкцию девальвировать рубль в 3 раза – обязаны девальвировать. А что россияне обеднеют – так проблемы русских белый МВФ не трогают.

    Поэтому текущий закон о Центробанке сильно ограничивает сувернитет РФ, причём в очень плохом смысле, ибо из МВФ идут инструкции сделать нас беднее, повысить пенсионный возраст, отменить льготы, сокращать расходы на поддержку населения, а также запрет на вложения государственных денег в нашу промышленность и науку. Совершенно непопулярные меры, за которые потом почему-то извиняется президент и премьер.

    Нужна как минимум, возможность для Думы или президента снять главу Центробанка за плохую работу. И запреты на избрание на должности перевёртышей с 2-ным гражданством и видом на жительство (с тёплой виллой в придачу) в других странах, даже вместе с приматом Конституции над международными решениями – лишь полумеры без решения проблемы Центробанка и МВФ.

    Поэтому, только увидев серьёзные позитивные изменения в законе о Центробанке, мы сможем сказать, что Россия не остановилась на половинчатых мерах в обеспечении своего сувернитета.

Добавьте свой комментарий или войдите, чтобы подписаться/отписаться.
Имя: OpenId
Результат операции:
Предпросмотр Улыбка Подмигивание Дразнит Оскал Смех Огорчение Сильное огорчение Шок Сумасшествие Равнодушие Молчание Крутизна Злость Бешенство Смущение Сожаление Влюблённость Ангел Демон Вопрос Восклицание Жирный Курсив Подчёркивание Зачёркивание Размер шрифта Гиперссылка Цитата
Загрузка…