Логотип StingRay

Социальные сети
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
FacebookInstagramRSSTwitterYouTubeВ контактеОдноклассники
Силуэт человека

Стивен Спилберг (Steven Spielberg)

Стивен Спилберг (Steven Spielberg)

Родился 18 декабря 1946 года в городе Цинциннати, штат Огайо, США. Окончил колледж штата Калифорния. Уже в детстве снимал любительские фильмы на 8-миллиметровую плёнку. Первую сюжетную ленту с актёрами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне «Побег в никуда». Первый профессиональный фильм – 20-минутная короткометражка «Эмблин» – обеспечила ему контракт с Universal Pictures.

Спилберг – основная фигура нового американского кино. Его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссёров-«постшестидесятников». Фильмы Спилберга, хотя и кажутся обыкновенной «развлекаловкой», несут мощнейший программный заряд. К какому жанру отнести «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянина», «Назад в будущее», «Батарейки не прилагаются»? Научная фантастика? Триллеры? Боевики? Хотя в каждом из фильмов есть элементы всех этих жанров, они несут совершенно новое качество. Продукция Спилберга неожиданным образом вписалась в современное неорелигиозное движение «Новый век» (New Age). По мнению «ньюэйджеров», наступающая эра Водолея знаменует начало новой цельной жизни в гармонии по ту сторону разрушенных верований и дискредитированных официозных религий.

Действительно, умиротворённая благостность является характерной для большинства фильмов Спилберга. Для радикальных европейских критиков это скорее признак буржуазности, нежели свидетельство творческого начала. Спилберг очень хорошо знает жизнь современных пригородов – колыбели мелкобуржуазной ментальности, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями – матерью, отцом и телевизором». Однако и в «Близких контактах третьей степени» (1977), и в «Инопланетянине» (1982) инопланетяне обещают жизнь вне мещанских ограничений; космические корабли беспрепятственно перелетают над пограничными будками главного шоссе штата – границами материального мира американского обывателя. Поэтому творчество Спилберга можно прочитать и как преодоление буржуазности, как стремление к обновлённой жизни в этом наступающем «новом веке». Но самое главное – деятельность Спилберга реанимировала «большой голливудский стиль». Во многом благодаря Спилбергу Голливуд вышел из кризиса, который начался с расцветом телевидения в начале 1960-х годов. Спилберг как бы разобрал кинематограф «золотого века» и переосмыслил его догматы с точки зрения изменившегося мира. Молодёжь снова потянулась в кинотеатры, которые теперь стали называться «мультиплексами» – синдром «последнего киносеанса» был преодолён.

Новое качество впервые появилось – ещё несколько неуверенно – в финансовом рекордсмене 1975 года, фильме «Челюсти». Формально зачислив его в рубрику «фильмы катастроф», критики не заметили в нём ничего особенного. В «Челюстях» новаторский элемент был действительно слабым, по-настоящему Спилберг развернулся только в «Близких контактах…». Фильм был создан в революционном 1977 году – времени появления первого видеоклипа («Богемской рапсодии» группы Queen), первого персонального компьютера (Apple), первых серьёзных распродаж видеотехники новаторского стандарта VHS. В этом фильме и была найдена магическая формула: фантастический элемент – в данном случае НЛО и его воздействие на Америку конца 1970-х годов – вставляется в гиперреалистически показанную действительность абсолютно без шва, как действующий фактор этой действительности. Поэтому современная Америка начинает выглядеть в «Инопланетянине» и «Близких контактах…» как осуществившаяся утопия Стругацких – или, если угодно, как наступивший «новый век». Открытие было сделано, и после колоссального успеха «Инопланетянина» Спилберг, не желая заниматься самоповторами, создал фирму Amblin' Entertainment. Таким образом, Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам в своём творчестве убавил обороты и некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы – теперь он мог себе это позволить. Зато он был продюсером практически всех фильмов, снятых по его «шаблону» – от «Назад в будущее» (1985) до «Внутреннего пространства» (1987) и «Батарейки не прилагаются» (1987).

Но уже в картине «Капитан Крюк» – грандиозной пересъёмке одноимённого полнометражного диснеевского мультфильма 1953 года – Спилберг собрал воедино все свои мотивы и сюжеты и вывел характер, в разных обличьях присутствовавший во всех его фильмах: нестареющего мальчика-мужчину. Летом 1993 года на экранах появился блокбастер «Парк Юрского периода» – история о динозаврах, восстановленных в наши дни по генетическому коду. В первые же выходные проката фильм собрал более 50 миллионов долларов (при бюджете 80 миллионов), а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж.

Это абсолютный мировой рекорд, достойный книги Гиннеса. После такого «детского» фильма Спилберг сделал неожиданный ход и снял «Список Шиндлера» (1993), основанный на реальной истории, случившейся во время Второй мировой войны. Немецкий предприниматель, член национал-социалистической партии Оскар Шиндлер набрал на свою фабрику рабочими евреев из концлагерей и спас их таких образом от верной гибели.

На первый взгляд Спилберг отошёл от принципов нового Голливуда, но при более внимательном рассмотрении «Список Шиндлера» оказывается хитро замаскированным «новоголливудским» произведением. В этой картине нет настоящей экзистенциальной жёсткости, характерной для европейского военного кино – реальные события Второй мировой пропущены здесь сквозь фильтры «тонкой голливудской очистки». Тем не менее, именно благодаря этому фильму Спилберг смог впервые прорваться к «Оскарам».

Ниже перечислены (мульт)фильмы, описанные в данном проекте, режиссёром которых он(а) выступал(а).

Ещё ниже перечислены (мульт)фильмы, которые здесь пока не описаны, но являются важными вехами в его/её фильмографии.

  • 1941 (1979)
  • Батарейки не прилагаются (Batteries not Included, 1987)
  • Близкие контакты третьей степени (Close Encounters of the Third Kind, 1977)
  • Внутреннее пространство (Innerspace, 1987)
  • Индиана Джонс и последний крестовый поход (Indiana Jones and the Last Crusade, 1989)
  • Инопланетянин (E.T. the Extra-Terrestrial, 1982)
  • Побег в никуда (Escape to Nowhere, 1961)
  • Челюсти (Jaws, 1975)
  • Эмблин (Amblin', 1968)

P. S. Если этот режиссёр является Вашим любимым или вообще по какой-то причине Вас особенно интересует, ивидите ошибку в написании его/её имени по-русски, и/или у Вас есть дополнительная или более актуальная информация, которую можно было бы здесь опубликовать (например, фотография, биография, уточнение фильмографии) – свяжитесь с создателем сайта. Спасибо.

Поиск

Загрузка…