Не сказать, что я в своё время ринулся смотреть фильм «Остров» этого же режиссёра, Павла Лунгина, после его фильма «Свадьба», а вот «Остров» впечатлил меня настолько, что я ожидал чего-то такого же невероятного и трогающего до глубины души и от данного фильма (предполагая также, что без религии не обойдётся, тем более что на главную роль вновь был взят Пётр Мамонов)…
Насчёт религии я не ошибся, а вот насчёт «чего-то такого же невероятного и трогающего до глубины души»… Если этот фильм назвать не «Царь», а, например, «Митрополит», то тогда, наверное, он будет более правильно настраивать зрителя на главную фигуру, духовный (и гражданский) подвиг которого действительно впечатляет… А вот с царём промашка вышла – ну нельзя столь масштабных исторических деятелей, как Иван IV Грозный, изображать так однобоко – психически ненормальным (шизофреником, разговаривающим с самим собою; параноиком, во всех видящим измену; садистом, издевающимся над подданными; и т. п.) и вообще придурком, никакими государственными делами не занимающимся.
Я не буду тут писать о том, насколько фильм (не) соответствует исторической правде (тем более что её до конца всё равно уже никто не знает), – просто скажу, что фигура царя в фильме получилась настолько «кривая», что это фильм и не о царе вовсе, а о восставшем против него митрополите Филиппе. Религиозно-политическая (хотя, наверное, правильнее сказать, чисто политическая) ситуация того времени чем-то напомнила мне ситуацию, которая наступит почти ровно век спустя – о конфликте «царь Алексей Михайлович Романов – патриарх Никон» я подробно написал в своей работе «Патриарх Никон и церковный раскол».
И непонятно, зачем в фильме надо было показывать столько жестокостей со всеми подробностями – «Страстей Христовых» в своё время хватило вполне…
Общая оценка: 8 из 10 (очень хорошо).