Ха-ха, битва! На неё в фильме отведено времени чуть больше, чем на титры, хотя её присутствие в названии говорит о том, что она должна быть поставлена во главу угла. Но обо всём по порядку…
Фильм просто убог, от начала и до конца, убог во всём. Он слишком зануден для стилизовано-фэнтэзийного и слишком смешон для исторического. Попробую не уйти в сумбур эмоций и структурировать свои претензии:
- Текст. Такое ощущение, что его писала команда сценаристов по принципу «мозгового штурма» за ящиком пива – кто что ляпнет, то и записали. Причём потом отбор не производили, а как есть, так и оставили. Речь персонажей включает в себя как попытки использования древних фразеологизмов, так и откровенно современные высказывания. В итоге весь текст напоминает набор «вставных зубов». То же и в поведении. Ё-моё, кто только консультировал этот фильм?!
- Костюмы. Опять же, и фэнтэзи, и не история. Кроме того, ни одного качественного плана, чтобы увидеть костюмы во всей красе, а ведь хорошие костюмы – это одна из тех составляющих, которой нас привлекают исторические фильмы.
- Актёры. Не присвоили текст, не вошли в образы. Если Александр там ещё пытается что-то из себя изобразить, то у остальных «глаза стеклянные-стеклянные», даже приклеенные бороды, парики и грим не скрывают современности физиономий. Видно не персонажа, а человека в гриме. Актёры не играют, а говорят слова в очередь.
- Тётки. Одна (княгиня) скорее похожа на финку или немку – страшная «сушёная вобла»; вторая – чернявая сильно, аж усики над губой пробиваются. В общем, на русскую, да ещё и благородных кровей ни одна не тянет. Княжна (пока не замужняя) ходит с распущенными волосами, что по моим скромным познаниям нонсенс. Вторая, чернявая, поскакала спасать милого в одной рубашке – это всё равно, что я сейчас в нижнем белье на улицу выйду. Она же потом на разведку в другой город моталась – больше, наверное, некому, воинов не хватает.
- Декорации. Вообще-то в XIII веке на Руси было развито белокаменное зодчество. Общая картинка Новгорода, единожды показанная, включала в себя каменные постройки, да и палаты князя, вроде как, каменные были изнутри. Но всё, что на улице – деревянные избы и частокол; свадьбу играли во дворе среди избушек, по соседству с мясной лавкой; выезжал князь из города тоже через ворота из частокола. Куда, интересно, подевались каменные? Рыцарские залы тоже были подозрительно нарисованные на заднем фоне.
- Операторская работа. Что хотел сказать оператор, когда подолгу снимал чью-то спину, или окно, или стол – непонятно. Он, наверное, мечтает работать у Кустурицы или ещё у кого из мэтров – вот и пытался показать, как загадочно он может пользоваться камерой. 😊
- Бои. Как обычно, чтобы на заморачиваться над постановкой, картинка всё время дергается, как будто вся команда операторов – паралитики, да и с режиссёром во время монтажа припадок случился. Главная битва сиротливо воткнулась в самом конце фильма, реконструкторы (а, по слухам, это они) бьются лениво. Хотя настоящие бугурты на фестивалях проходят хоть и быстро, но очень динамично и правдоподобно. Уж можно было за день и, тем более, за несколько дней с нескольких камер снять достаточное количество нормальных бугуртов, чтоб смонтировать нечто более приличное, чем я увидела. Чтоб в битве мы могли различать главных персонажей, их всех выпустили без шлемов – это вообще жуть. 😯
- Режиссёр. Фильм в целом зануден, действие «тонет топором». Ради чего снят фильм – не понятно: ни глобальной идеи, ни красоты постановки хотя бы.
С чем сравнить фильм? Это либо ролевая игра, заснятая любителем, либо постановка второкурсников ВГИКа, один из которых при богатых родителях.
Общая оценка: 2 из 10 (гадость).