Напомню, что «классической» экранизацией я называю экранизацию той страны (в данном случае это была бы Франция), откуда родом автор экранизируемого произведения (Александр Дюма-отец; есть её и тёзка-сын, но из его произведений я слышал название всего одного – романа «Дама с камелиями»), в идеале, если при этом ещё сценаристом, а то и режиссёром выступает сам автор (в данном случае это невозможно: Дюма-отец умер в 1870 году, а зачатки кинематографа начинают появляться только в 1878-м). То есть формально данный советский телесериал никак не может считаться «классической» экранизацией романа Дюма.
Но, видимо, он так впитался в мою «кровь» и менталитет с детства, что все прочие экранизации, которые я видел, кажутся мне жалким подобием, и я готов волюнтаристски, в обход собственных критериев 😁 всё-таки назвать его «классической» экранизацией. Может, как и советская экранизация Шерлока Холмса обратила на себя внимание Англии, данная экранизация станет замеченной и во Франции. 😇 На IMDb её уже заметили, и не только русские.
А теперь чуть подробнее по блокам.
Название. Более точное, чем оригинальное название романа Дюма-отца – у того было просто «Три мушкетёра» (Les trois mousquetaires), хотя очевидно, что примкнувший к ним д'Артаньян сыграл в романе (и фильме) немалую роль, если не сказать, что вообще именно он эту троицу и оживил, увлёк в (смертельные) приключения. 😁 При этом названием фильма не стало просто «Четыре мушкетёра», а добавлением префикса сохранило преемственность относительно названия романа. 🧐
Год выхода. Я не женщина, чтобы скрывать свой возраст 😁, поэтому могу смело сообщить, что вышел этот телесериал в год моего рождения, то есть дофига лет назад! 🙈 Но пересмотрев его и в 2023 году, я по-прежнему остался в восторге! 😍
Режиссёр. Лично мне до сего момента не известный – это легко заметить по тому, что на его странице в моём проекте «Кино» нет никакого другого фильма, кроме данного телесериала.
Актёры. Фантастически звёздный состав! 🤩 Главный, конечно, в этом исполнитель роли д'Артаньяна Михаил Боярский, который может не только скакать на лошади и драться, но и петь песни. Исполнители ролей 3-х мушкетёров – Атоса, Портоса и Арамиса (почему-то я помню их именно в такой последовательности) – менее умелы и мне известны: Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин (впервые в моем проекте «Кино») соответственно. Также необходимо отметить роли таких «грандов» советской актёрской школы, как Маргарита Терехова (Миледи, леди Винтер, графиня де ля Фер, носительница клейма в виде лилии), Олег Табаков (Людовик XIII Справедливый) и Алиса Фрейндлих (Анна Австрийская, жена Людовика XIII).
Жанры. Хотелось бы верить, что фильм прежде всего исторический, но, увы, реальная история гораздо скучнее, чем пишут о ней в художественных романах. Поэтому тут прежде всего приключения, причём весьма динамичные, так что я не постеснялся добавить с список жанров ещё и боевик. Мюзикл тоже замечательный, хотя не «классический голливудский», но вполне «классический советский», с запоминающимися песнями, ушедшими в народ (например, «Песня мушкетёров» в исполнении Михаила Боярского со словами «Пока-пока-покачивая перьями на шляпах, судьбе не раз шепнём: “Merci beaucoup!”»). Явно не перечислен жанр комедии, но фильм ещё и с хорошим юмором. 😊
Сюжет. В детстве я, конечно же, читал роман «Три мушкетёра», причём, весьма вероятно, не потому, что он был в школьной программе, а прежде всего потому, что был читателем-полиглотом, а романтически-приключенческие произведения мне нравились особенно! 😍 Но сейчас, за давностью прочтения, я уже́ не возьмусь судить, насколько данная экранизация точна относительно книги. Могу лишь процитировать неизвестного мне автора статьи, на которую я сослался во 2-м абзаце своего отзыва: «…Это одна из самых полных, почти дословных экранизаций «Трёх мушкетёров» в мировой истории».
Возрастной рейтинг. Отсутствует. И потому, что в те годы в СССР этим так лицемерно не парились, как сейчас (помню разве что ограничения «детям до 16 не» на редких фильмах), и потому, что умели снимать непошло, хотя и не скажешь, что тут все сцены «розовые» и «мягкие».
Общая оценка: 10 из 10 (великолепно).